Основная часть:
Термин "государство" достаточно многозначен в русском языке, а если принять во внимание языки других стран (это приходится принимать во внима-ние, коль скоро мы имеем дело с иностранным правом), то многозначность его еще более взрастает, ибо, например, английское слово "state", французское "Etat", немецкое "Staat", испанское "Estado", румынское "stat", польское "panstwo", венгерское "allam" и другие, переводимые в словарях как "государ-ство", не всегда в точности совпадают с соответствующим значением русского термина.
В обыденной речи, да и в некоторых специальных контекстах (например, в международном праве), "государство" часто выступает синонимом понятию "страна". По-разному понимается "государство" и в конституциях зарубежных стран.
Так, ч. 1 ст. 1 испанской Конституции 1978 года гласит: "Испания консти-туируется в социальное и демократическое правовое государство, которое про-возглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедли-вость, равенство и политический плюрализм". В данном случае "государство" представляет собой не что иное, как определенную форму (или определенный способ) организации общества, которая характеризуется наличием установлен-ной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуще-ствления политической власти, суверенной и опирающейся на монополию воз-можного насилия.
Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года определяет государство как федерация, штаты и муниципии (ст. 3, часть пер-вая), то есть имеет в виду всю систему власти. Само же государственно органи-зованное общество обозначается как нация.
А вот Федеральный конституционный закон Австрии 1920 года в редакции 1929 года, за исключением первых двух статей, где Австрия определяется как демократическая республика и как федеративное государство, далее повсемест-но пользуется терминами "Федерация", "земля", "община".
Под государством понимается совокупность органов власти, действующих в масштабе станы или субъекта федерации либо пользующегося в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автоно-мией территориального общества (например, область в Италии).
Строго говоря, субъекты федерации, как правило, даже когда называются государствами (штат - в переводе "государство"), и автономные территориаль-ные сообщества, которые никогда не являются государствами, - все они суть государственные, точнее - государствоподобные, образования.
Принудительный характер власти государства, его монополия на примене-ние насилия принципиально отличают его от других политических институтов, делают его основой политической системы.
Государство выполняет свою роль в политической системе через функции, которые выступают одновременно как способы разрешения тех или иных об-щественных проблем и как направления деятельности государственных органов и учреждений. Современному демократическому государству присущи сле-дующие основные функции:
1. Политическая функция заключается в обеспечении должных условий деятельности политических и иных общественных институтов. Регулируя по-литическую сферу общественной жизни, государство определяет "правила иг-ры" политических сил и обеспечивает соблюдение таких правил.
2. Возрастает значение и усложняется содержание экономической функции государства. Обычно данная функция выступает в форме регулирования эконо-мических отношений, но порой включает и структурные воздействия (напри-мер, национализацию и приватизацию).