Контрольная работа по теме: Тестирование Кеттела

Название работы: Тестирование Кеттела

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Психология

Страниц:

38 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Тестирование Кеттела.........1

Тест Кеттела.................18

Список литературы............38

Выдержка:

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широ-кой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориента¬ция на выявление от-носительно независимых 16 факторов (шкал, пер¬вичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько по-верхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В Рос-сии чаще всего используют формы А и С. Опросник Кеттела включает в себя все виды испы-таний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации восьмиклассников в условиях профильного обучения в двух классах: физико-математическом и гуманитарном.

Гипотеза исследования: предполагалось, что если выбор профиля адекватен способ-ностям и намерениям учащегося, то процесс адаптации будет успешнее.

В связи с задачей исследования была проведена диагностика среди 50 учащихся двух 8-х классов общеобразовательной школы N 16, среди них: учащиеся двух профильных клас-сов (8-А – физико-математический, 8-Б - гуманитарный).

Возрастной состав испытуемых от 13 до 15 лет. Общее количество составило 50 чело-век, из них 28 девушек, 22 юноши.

Форма проведения эксперимента - групповая.

Перед началом опроса всем испытуемым мы раздали специальный бланк, на котором они должны делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соот-ветствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы мы контролиро-вали время работы испытуемого и, если испытуемые отвечали медленно, предупреждали об этом. Испытание проводилось в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не те-рять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределен-ных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в ко-нечном итоге к тем или иным факторам.

Инструкция испытуемым: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особен-ности вашего характера, Вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Вы должны хотеть отве-чать точно и правдиво. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в ка-честве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос. Пример:

1. Я люблю смотреть командные игры:

а) да в) иногда с) нет

2. Я предпочитаю людей:

а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские кон-такты.

3. Деньги не могут принести счастья:

а) да в) не знаю с) нет

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку как кошка к:

а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало.

Если Вам что-нибудь не ясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора. Отвечая помните следующих четыре правила:

1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спраши-вает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.

2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это бу-дет в одном из четырех – пяти вопросов.

3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Не-которые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.

4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментато-ра.

Для исследования личностных качеств мы использовали тест Кеттелла. Многофакторный опросник личности опубликован Р. Б. Кеттелом в 1949 г. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индиви-дуальности. С его помощью можно выяснить интеллектуальные, эмоциональ-но-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межлично-стного взаимодействия. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

В настоящем исследовании использовалась одна из модификаций этого теста - "17 ЛФ", которая представляет автоматизированный русскоязычный ва-риант теста "16PF" Кеттелла, дополненный служебной шкалой "социальной же-лательности" (SD). В его основе модифицированный за счет психометрической адаптации перечень из 30 вопросов формы "С" для людей от 16 лет и старше. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей выделяются следующие блоки факторов:

1) интеллектуальные особенности (факторы B, M, Q1);

2) эмоционально-волевые особенности (факторы C, G, I, O, Q3, Q4);

3) коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодей-ствия (факторы A, H, F, E, Q2, N, L).

На основе 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: гибкость-ригидность (QI), самодостаточность -социабельность (QII), рацио-нальность - эмоциональность (QIII), напряженность-расслабленность (QIV). Подъем профиля выше 7 стэнов интерпретировался как выраженность положи-тельного полюса фактора, показатель менее 4 стэнов интерпретировался как выраженность отрицательного полюса данного фактора. Определение "концов" оси фактора, как положительных, так и отрицательных, условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Положительный или отрицательный смысл они могут приобрести только в отношении конкретной деятельности.

Мы попытались выявить данную предполагаемую взаимосвязь с учетом пола, семейного положения испытуемых, возраста.

Возрастной состав испытуемых от 22 до 35 лет. Общее количество соста-вило 29 человека, из них 5 мужчин, 24 женщины.

Форма проведения эксперимента - групповая. Общее время тестирования занимало 1,5 - 2 часа.

Похожие работы на данную тему