Введение:
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный пери-од заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, на-учных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период пред-ставления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказ-ках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с опреде-ленными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно пси-хологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или ес-тествознании.
В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако пси-хологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изу-чающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Та-ким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятель-ной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экс-периментальной психологии.
Но в любом случае необходимо признать, что время существования психо-логии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяже-нии более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изме-нения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических ис-следований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
Часть 2:
Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основополож-ник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона. Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире - городе на северо - западном побе-режье Эгейского моря. Его отец - Никомах был придворным врачом македон-ского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца. В семнадцати-летнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Пла-тона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении 10 лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Он много путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обучения Александра - своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым от-цом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Линей, по имени храма Аполлона Линейского, вблизи которого и находилась эта школа. Второй афинский период был време-нем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Линее, привлекавшее мно-гочисленных учеников. Смерть Александра Македонского вызвала антимаке-донское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен в « безбожии » и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 года он умер.
Вопрос о хронологической последовательности произведений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку они несут отпечаток разновременности. Одна-ко, несомненно, что его более ранние произведения проникнуты платонизмом. Диалог «Эвдем» или «О душе» содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами Платона. Следуя Платону, он «провозглашает душу формой, и потому хвалит здесь тех, кто рассматривает ее как месторождение идей...».
Уже перечень произведений Аристотеля показывает энициклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки.
Какие задачи познания души ставит Аристотель?
Прежде всего необходимо определить к какому роду (сущего) относится душа и что она такое; есть ли она определенное нечто; Относится ли она к то-му, что существует в возможности, или, скорее, есть некоторая энтелехия- (греч. entelechia - имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля - целеустремлен-ность, целенаправленность как движущая сила).
Следует также выяснить, состоит ли душа из частей или нет и однородны ли все души или нет. И ели не однородны, то отличаются ли они друг от друга по виду или по роду. Это нужно выяснить потому что те, кто говорит о душе и исследует ее, рассматривают, по-видимому, лишь человеческую душу. Не должно ускользать от нас и то, одно ли определение .....
Заключение:
Интерес к человеку, его личности, причине его свободных поступков, мо-тивации его поведения, его физической организации приводит к тому, что про-блема этического, нравственного развития и критерии оценки нравственной личности в эллинистический период выходят на первый план и становятся важ-нейшими для психологии. Логика развития самой науки и логика развития об-щества привели к тому, что этические вопросы занимали все более значимое место в общественном и научном сознании. Начиная с Сократа, человек осоз-нается как самостоятельная ценность, не подчиняющаяся природе, но стоящая вне и выше ее. Неудивительно поэтому, что именно связь нравственности с ак-тивностью, с законами человеческого поведения и стала центральной пробле-мой для психологов эллинизма.
Необходимо отметить, что в науке того времени, как и в предыдущие пе-риоды, не существовало единой точки зрения на проблему соотношения пове-дения и нравственности, и ведущие психологические школы эллинизма - эпи-курейцы, стоики, киники, платоники - по-разному отвечали на вопрос о том, какое поведение следует рассматривать как социально желательное. Важное значение имели и дискуссии о том, должен ли человек подчиняться внешним правилам, законам общества, или же он должен следовать только собственным представлениям о добре и зле, собственным желаниям и нормам. При этом ос-новной причиной расхождения позиций стоиков и эпикурейцев стал вопрос о взаимоотношениях между личностью и обществом.
Таким образом, в психологии античности, т.е. в психологии, которая раз-вивалась учеными Древней Греции и Рима, можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (VII-IVBB. до н.э.), период классиче-ской греческий науки (1И-П вв. до н.э.) и период эллинизма (II в. до н.э. - IH-IV вв. н.э.)