ВВЕДЕНИЕ
Выполняя различные социальные функции, человек является членом мно-гочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой пересекаются различные групповые влияния.
Это имеет для личности два важных последствия: с одной стороны, опре-деляет объективное место личности в социальной действительности, с другой – сказывается на формировании сознании личности.
Личность оказывается включенной в систему взглядов, норм, представле-ний, ценностей многочисленных групп. Поэтому педагогу, психологу, крайне значимо определить, какова будет та равнодействующая этих групповых влия-ний, которая и определит содержание сознания личности.
Но чтобы ответить на этот вопрос, необходимо пристальное изучение та-ких групповых процессов, как лидерство, сплоченность, групповые нормы.
1. ОЦЕНОЧНЫЕ ШКАЛЫ
Оценочные шкалы (шкалы L, F и К) были введены в оригинальный вари-ант теста MMPI с целью исследования отношения испытуемого к тестированию и суждения о достоверности результатов исследования. Однако последующее изучение позволило установить, что эти шкалы имеют и значимые психологи-ческие корреляты.
Шкала L
Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.