Введение
Напряженная, идеологическая обстановка, обуславливает рост различных отклонений в развитии и поведении людей. Среди них особую вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Агрессивность – проявление активности ребенка, его протест, попытка изменить неблагоприятную для него ситуацию. Это одна из проблем психического здоровья личности начала 21 века. Проблема не новая – человечество думает об этом с незапамятных времен.
Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх, тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера.
Глава 1. Общие теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия с агрессивными детьми
1.1. Понятие агрессии и агрессивности
Слово «агрессия» (происходит от латинского – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического и психического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы детей. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью.
Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи:
- агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, воля, смелость, отвага);
- агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, хамство, зло);
- собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по А. Фромму) [33].