Введение
СМИ все в большей степени из средства распространения информации различными способами становятся средством (инстр
ументом) достижения неких целей, где собственно информация - равно как и дезинформация - также является лишь элементом социально-информационных технологий. Иными словами, социально нейтральная (относительно) функция информирования "масс" (отталкиваясь от термина) подменяется иными задачами: целенаправленным формированием общественного мнения, а в итоге, манипуляцией социумом. Информационная компонента в этом случае используется в качестве повода, а зачастую выполняет задачу прикрытия деятельности по достижению определенных политических, экономических, и т.п. целей. Особенно наглядно эти тенденции проявляются в постсоветской России.
§1. Сущность категории "оценочность" и её связь с идеологическим компонентом в семантической структуре политической лексики.
Критерием отнесения слова к социально оценочной лексике -может служить его способность выражать оценку и вне контекста; помимо присущих слову постоянных (“словарных”) значений оно может реализовать и так называемые ситуативные, или контекстуальные, значе¬ния. Регулярное употребление слова в тех или иных контекстуальных значениях может привести к формиро¬ванию нового значения или оттенка. Однако критерием сформированности, появления этого значения или оттен¬ка служит именно регулярность его проявления в зак¬репленных традицией (узусом) контекстах, а также (и это главное) способность слова выражать новое значе¬ние вне контекста. Речевая (в том числе газетно-публицистическая) практика знает множество примеров пере¬ходного характера от контекстного употребления к ново¬му значению. И это естественно, так как язык непрерывно развивается. Изменяются, эволюционируют и семантико-стилистические качества слова.
Для того, чтобы исследовать непосредственно категорию "оценочность", сначала рассмотрим вопрос о семантической структуре слова.