обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. И причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть оптантов имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Для отечественного образования проблематика профессионального самоопределения молодого поколения не является новой. Отдельные вопросы и аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследовались ранее социологами, философами, педагогами и психологами.
Классифицируя эти работы, можно выделить ряд направлений, объединяющих исследования различных авторов.
Первое направление объединяет работы классиков зарубежной социологии Э.Дюркгейма и Т. Парсонса, а также отечественных социологов И.В. Бестужева -Лады, В.В. Гаврилюк, Г.Е. Зборовского, Ф.Г. Зиятдиновой, Г.Б.Кораблевой, Т.Н. Кухтевич, В.Я. Нечаева, М.Н. Руткевича, В.Н. Турченко, Ф. Филиппова, которые выявили сущность, признаки, особенности становления и функционирования института образования, определили его роль на современном этапе развития общества.
Второе направление включает в себя работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Громова, С.Н. Иконниковой, А.И. Ковалевой, Ю.С. Колесникова, В.Т. Лисовского, в которых представлен социологический и социально-психологический анализ молодежи как социальной общности, социально -демографической группы, определено место современной молодежи в социальной системе.
С позиций системного и комплексного подходов позволяют рассмотреть проблемы профессионального самоопределения, факторы, влияющие на формирование профессионального самоопределения, мотивы профессионального выбора работы В.А. Архипова, Е.М. Бабосова, Н.Н. Захарова, Ю.А. Зубок, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, и др.
Профессия как сложное социальное явление рассмотрена М. Вебером, Е.А.Климовым, Г.Б. Кораблевой, Н.Д. Левитовым, П.Сорокиным, О.И. Шкаратаном.
Каждый из участников придумал две-три трудности-ловушки. Определяя трудности, учащийся обязательно должен придумать и способ, как их можно преодолеть. Главному игроку также дается время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и подготовился ответить, как он собирается их преодолеть.
После этого каждый по очереди называет по одной трудности-ловушки. Главный игрок сразу же (без размышления) говорит, как можно эту трудность преодолеть. Участник, назвавший данную трудность, также должен будет сказать, как можно с ней справиться.
С помощью группы голосованием определяем, чей вариант преодоления данной трудности наиболее оптимальный. Победителю ставится знак «плюс». Если к концу игры у главного игрока «плюсов» окажется больше, чем «минусов», значит, он сумел преодолеть основные трудности на пути к своей цели.
Далее участники, включая главного героя, записывают на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Каждый по очереди называет свою трудность. Главный герой говорит, как он собирается справиться с этой трудностью. После этого о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший ее. С помощью участников мы определяем, чей вариант преодоления трудности оказался наиболее оптимальным, интересным и реальным.
Наконец, подводим общий итог (сумел ли главный герой преодолеть названные трудности или нет). При обсуждении игры мы также смотрим. Сумел ли на подготовленном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые в игре ему предлагали остальные участники.
В ходе этого упражнения возникали интересные дискуссии, у участников возникало желание поделиться своим жизненным опытом. Со старшеклассниками на беседах мы говорили о том, что некоторые профессии требуют от человека повышенного внимания, другие - лучше развитую образную или оперативную память, одна работа предполагает однообразия и монотонность, другая - быструю реакцию и подвижность. Определить свои возможности ребятам мы предлагаем с помощью определенных тестов; один из них «Художник и мыслитель».
27. Самоукина Н. Игры на работе и дома // Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М ., 1993.
28. Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации. СПб ., 1995.
29. Смирнов С. Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. М., 1985.
30. Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости / Российский учебный центр. М ., 1995.
31. Пряжников Н. С. Профориентационные игры, проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М., 1991.
32. Руководство практического психолога программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте) / Под. ред. И.В.Дубровиной. М ., 1997.
33. Тюков А. А. Организационно-обучающие игры и моделирование процессов развития лич¬ности // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск, 1987.
34. Чудновский В. Э. Нравственная устой¬чивость личности. М., 1981.
35. Шавир П. А. О некоторых методологи¬ческих аспектах проблемы профессионального самоопределения // Движущие силы учебно-вос¬питательного процесса. Тюмень, 1974.