Понятие затрат и себестоимости
В финансовом учете термин затраты определяется как показатель в денежном выражении количества ресурсов, использованных для достижения определенной цели. В управленческом учете термин затраты употребляется в целом ряде различных случаев. Иначе говоря, при решении различных вопросов учитываются разные виды затрат. Одни затраты учитываются для оценки запасов и определения доходов, другие – для планирования, составления бюджета и контроля, учет третьих необходим для принятия решений на ближайшую и дальнейшую перспективы.
Маркетинговый анализ затрат предусматривает непосредственную связь цены с изменением объемов продаж. По этому при формировании коммерческой политики фирмы необходимо сопоставить цены, которые можно получить за свои товары, с затратами, которое требует производство этих товаров, а за тем решать: что, в каком количестве и для кого производить.
Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты (издержки производства) на потребленные при изготовлении продукции средства производства, оплату труда рабочих, а также затраты по управлению и обслуживанию производства.
Организация учета затрат основана на следующих принципах:
• неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости произведенной продукции в течение года;
• полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;
• правильное отнесение расходов и доходов и расходов к отчетным периодам;
• регламентация состава себестоимости продукции.
Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции четкое определение состава затрат.
В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Налоговом кодексе РФ в главе 25 «Налог на прибыль предприятий и организаций».
Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды, в некоторые виды дорожных фондов и др.
Идентификация затрат, существенных для анализа цен
На первый взгляд задача определения затрат, с которыми надо соизмерять цены, достаточно проста и с ней может справиться любой бухгалтер. Но важно не столько уметь точно определять сумму затрат, сколько хорошо представлять, как она может измениться при изменении объемов продаж, порожденном теми или иными решениями в области ценообразования.
Задача осложняется тем, что далеко не все виды затрат необходимо принимать во внимание при обосновании ценовых решений. Такого внимания заслуживают, во-первых, только предельные, или приростные, затраты (а вовсе не средние величины), а во-вторых, только те затраты, которых можно избежать (не являющиеся невозвратными). На практике, однако, выделить именно такие существенно важные затраты не всегда просто. Обратимся к предельным затратам.
В соответствии с законом спроса при более высокой цене компания будет иметь возможность продать товаров меньше, чем при более низкой. Обычно – если речь идет о нормальных товарах – дело именно так и обстоит.
Однако столь же однозначной зависимости затрат от объемов продаж не существует. При достаточно существенных колебаниях объемов производства (продаж) некоторые элементы затрат останутся теми же по абсолютной величине. Поэтому соответственно и изменение прибыльности при изменении цен совсем не линейно. Это побуждает нас при анализе различных ценовых политик фирмы придавать первостепенное значение только тем затратам, которые действительно меняются при изменениях цен, и связанным с этим изменениям в объемах продаж.
Литература
1. Липсиц И. П. Коммерческое ценообразование: Учебник.–М.: Издательство БЕК, 2001. – 576 с.
2. Ценообразование и рынок: Пер. с англ. Е. И. Пунина, С. Б. Рычкова.–М.: Програсс, 1992.–320 с.
3. Шуляк П. Н. Ценообразование.–М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.–192 с.
4. Иванова Н. В. Ценообразование [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.smartcat.ru/p_plant/books/book_42/intro.shtml