Введение.
Состояние семейного воспитания тесно связано с общественными процессами. Изменения, происходящие в современном обществе, непосредственным образом затрагивают сферу образования на всех ее уровнях. Изменяющиеся социально-экономические условия развития нашей страны актуализируют роль воспитательного потенциала семьи в развитии познавательной активности личности. Сегодня, когда проблема гуманизации образования стала первостепенной и ее разрабатывают в рамках различных научных школ (Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В.А. Петровский, В. А. Сластенин и др.), развитие познавательной активности личности обретает новый смысл как непременное условие ее полноценной самореализации в жизни общества.
Если обратиться к этапу школьного обучения, то видно, что учителя сталкиваются с таким явлением, как отсутствие интереса к учебе, пассивность учеников, низкая познавательная активность детей, на что указывают такие известные педагоги, как Амонашвили Ш.А., Давыдов В.В., Занков Л.В., Маркова А.К., Буре Р.С. Следовательно, корни проблемы следует искать в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для развития познавательной активности.
В дошкольном возрасте ребенок большую часть времени проводит в семье, что еще раз подтверждает необходимость использования воспитательного потенциала семьи, как одного из самых важных социальных институтов. Психофизиологи, представители гуманистической психологии, педагоги всех времен и народов единодушны во мнении, что в жизни ребенка – дом именно семье принадлежит особая роль в становлении его личности. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников. Невнимание и равнодушие семьи могут ослабить положительные тенденции в познавательном развитии, и даже свести их к нулю. Развивать имеющиеся познавательные предпочтения детей может в первую очередь, семья.
2.3. Контроль эффективности системы поведенной работы.
На этом этапе стояла цель выявить новый уровень познавательной активности детей, сравнить полученные результаты с исходными данными, и таким образом, проверить эффективность системы проведенной работы. При контроле использовались задания, аналогичные заданиям, выбранным на констатирующем этапе.
Так, при тестировании детей, также были проведены 2 теста: «Нелепицы» (по сходному рисунку) и «Раздели на группы».
Таблица №8
Результаты тестирования уровня развития познавательных процессов детей дошкольного возраста на занимательном материале «Нелепицы».
Уровни Количество детей Кол-во детей в % соотношении
Высокий 12 54%
Средний 10 46%
Ниже среднего - -
Низкий - -
При проведении второго тестирования «Раздели на группы» было отмечено:
- более внимательное принятие задания;
- более точное и правильное выполнение задания
В этом случае дети уже не пытались разделять фигуры по нескольким признакам одновременно и выделили большее количество групп фигур за контрольное время.
Таблица № 9
Результаты тестирования уровня развития познавательных процессов детей дошкольного возраста на материале математики.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети: Пособие для учителя 2-е издание. М.: – 1988. - 208 с.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: – 1980 - 184с.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Книга для воспитателя д/с. М.: – Просв. 1992.- 95 с.
4. Арнаутова. Е.П. Детский сад и семья. М.: - 2002. – 64 с.
5. Арнаутова. Е.П. Педагог и семья. М.: - 2001 - 264с.
6. Безруких М.М. Проверьте ребенка перед школой. Тесты и рекомендации. Ульяновск. 1993 – 40 с.
7. Белопольская Н.Л. Взаимодействие семьи, детского сада и школы – залог успешного обучения ребенка. М.: - 1998 г.
8. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада М.: – 1991. – 207с.
9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателей. М. – Просв. 1991. – 160 с.
10. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в д/с. Метод. пособ. для восп. Воронеж 2002. - 271 с.
11. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: – 1994. 192 с.
12. Венгер. Л.А.Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для психологов-консультантов. М., 1989. – 80 с.
13. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М.: - 1994. – 240с.
14. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду./В.И. Логтнова, Т.И. Бабаева и др./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Акцидент. 1995. – 288с.
15. Доронова Т.Н., Гербова В.В. и др. «Радуга» Программа и руководство для воспитателей д/с. М. – Просв. 1993 г. – 223 с.
16. Доман Г., Доман Д. Как обучить ребенка математике./Пер. с англ. СПб: Дельта. 1996 – 320с.
17. Дощицина З.В. Дифференцированное разноуровневое обучение мл. школьников в условиях учебно-воспитательного комплекса «Детский сад – школа». Автореферат на соискание ученой степени к п н. М.: - 2001 – 24с.
18. Дуброва В.П. влияние педагогической позиции родителей на воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат на соискание ученой степени к п н. Минск 1997 – 21с
19. Ерофеев Т.И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методика педагогического исследования» - Пособие для студентов фак. – в д.в. М.: – 1997. - 88 с.
20. Зверева О.Л., Гоничева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – 2-е изд. М. – 2002. - 160 с.
21. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьченко, Р.И. Говорова и др. М.: 1989. – 127 с.
22. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений М.: – 1999. - 232 с.
23. Коломинский Я.Л., Панько А.А. Психологическая готовности к школе.
24. Конобеева Е.А. Преемственность в формировании представлений о величинах у детей дошкольного и мл. школьного возраста. Автореферат на соискание ученой степени к п н. М.: - 2001 – 17с.
25. Корепанова М.В. Формирование образа Я ребенка в системе ДО. Автореферат на соискание ученой степени д п н. Волглград 2001. – 40с