Дипломная по теме: Условия развития познавательной активности детей дошкольного возраста в семье

Название работы: Условия развития познавательной активности детей дошкольного возраста в семье

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательной активности детей в семье.

1.1. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста.

1.1.1. Понятие познавательного развития.

1.1.2. Точки зрения различных авторов на проблему познавательного развития дошкольников.

1.1.3 Анализ современных программ по проблеме развития познавательной активности старших дошкольников.

1.2. Семья – социальный институт.

1.2.1 Типы отношений в семье.

1.2.2 Модели, позиции и стили общения в семье.

1.3. Эффективные направления организации развивающего взаимодействия в семье.

Глава 2.

2.1. Выявление уровней познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

2.1.1. Особенности проявления познавательной активности у старших дошкольников.

2.1.2. Своеобразие организации познавательного общения взрослых с детьми – дошкольниками в семье.

2.2. Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе общения в семье.

2.3. Контроль эффективности разработанного комплекса педагогических условий и методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Выдержка:

Введение.

Состояние семейного воспитания тесно связано с общественными процессами. Изменения, происходящие в современном обществе, непосредственным образом затрагивают сферу образования на всех ее уровнях. Изменяющиеся социально-экономические условия развития нашей страны актуализируют роль воспитательного потенциала семьи в развитии познавательной активности личности. Сегодня, когда проблема гуманизации образования стала первостепенной и ее разрабатывают в рамках различных научных школ (Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В.А. Петровский, В. А. Сластенин и др.), развитие познавательной активности личности обретает новый смысл как непременное условие ее полноценной самореализации в жизни общества.

Если обратиться к этапу школьного обучения, то видно, что учителя сталкиваются с таким явлением, как отсутствие интереса к учебе, пассивность учеников, низкая познавательная активность детей, на что указывают такие известные педагоги, как Амонашвили Ш.А., Давыдов В.В., Занков Л.В., Маркова А.К., Буре Р.С. Следовательно, корни проблемы следует искать в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для развития познавательной активности.

В дошкольном возрасте ребенок большую часть времени проводит в семье, что еще раз подтверждает необходимость использования воспитательного потенциала семьи, как одного из самых важных социальных институтов. Психофизиологи, представители гуманистической психологии, педагоги всех времен и народов единодушны во мнении, что в жизни ребенка – дом именно семье принадлежит особая роль в становлении его личности. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников. Невнимание и равнодушие семьи могут ослабить положительные тенденции в познавательном развитии, и даже свести их к нулю. Развивать имеющиеся познавательные предпочтения детей может в первую очередь, семья.

2.3. Контроль эффективности системы поведенной работы.

На этом этапе стояла цель выявить новый уровень познавательной активности детей, сравнить полученные результаты с исходными данными, и таким образом, проверить эффективность системы проведенной работы. При контроле использовались задания, аналогичные заданиям, выбранным на констатирующем этапе.

Так, при тестировании детей, также были проведены 2 теста: «Нелепицы» (по сходному рисунку) и «Раздели на группы».

Таблица №8

Результаты тестирования уровня развития познавательных процессов детей дошкольного возраста на занимательном материале «Нелепицы».

Уровни Количество детей Кол-во детей в % соотношении

Высокий 12 54%

Средний 10 46%

Ниже среднего - -

Низкий - -

При проведении второго тестирования «Раздели на группы» было отмечено:

- более внимательное принятие задания;

- более точное и правильное выполнение задания

В этом случае дети уже не пытались разделять фигуры по нескольким признакам одновременно и выделили большее количество групп фигур за контрольное время.

Таблица № 9

Результаты тестирования уровня развития познавательных процессов детей дошкольного возраста на материале математики.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети: Пособие для учителя 2-е издание. М.: – 1988. - 208 с.

2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: – 1980 - 184с.

3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Книга для воспитателя д/с. М.: – Просв. 1992.- 95 с.

4. Арнаутова. Е.П. Детский сад и семья. М.: - 2002. – 64 с.

5. Арнаутова. Е.П. Педагог и семья. М.: - 2001 - 264с.

6. Безруких М.М. Проверьте ребенка перед школой. Тесты и рекомендации. Ульяновск. 1993 – 40 с.

7. Белопольская Н.Л. Взаимодействие семьи, детского сада и школы – залог успешного обучения ребенка. М.: - 1998 г.

8. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада М.: – 1991. – 207с.

9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателей. М. – Просв. 1991. – 160 с.

10. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в д/с. Метод. пособ. для восп. Воронеж 2002. - 271 с.

11. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: – 1994. 192 с.

12. Венгер. Л.А.Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для психологов-консультантов. М., 1989. – 80 с.

13. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М.: - 1994. – 240с.

14. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду./В.И. Логтнова, Т.И. Бабаева и др./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Акцидент. 1995. – 288с.

15. Доронова Т.Н., Гербова В.В. и др. «Радуга» Программа и руководство для воспитателей д/с. М. – Просв. 1993 г. – 223 с.

16. Доман Г., Доман Д. Как обучить ребенка математике./Пер. с англ. СПб: Дельта. 1996 – 320с.

17. Дощицина З.В. Дифференцированное разноуровневое обучение мл. школьников в условиях учебно-воспитательного комплекса «Детский сад – школа». Автореферат на соискание ученой степени к п н. М.: - 2001 – 24с.

18. Дуброва В.П. влияние педагогической позиции родителей на воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат на соискание ученой степени к п н. Минск 1997 – 21с

19. Ерофеев Т.И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методика педагогического исследования» - Пособие для студентов фак. – в д.в. М.: – 1997. - 88 с.

20. Зверева О.Л., Гоничева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – 2-е изд. М. – 2002. - 160 с.

21. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьченко, Р.И. Говорова и др. М.: 1989. – 127 с.

22. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений М.: – 1999. - 232 с.

23. Коломинский Я.Л., Панько А.А. Психологическая готовности к школе.

24. Конобеева Е.А. Преемственность в формировании представлений о величинах у детей дошкольного и мл. школьного возраста. Автореферат на соискание ученой степени к п н. М.: - 2001 – 17с.

25. Корепанова М.В. Формирование образа Я ребенка в системе ДО. Автореферат на соискание ученой степени д п н. Волглград 2001. – 40с

Похожие работы на данную тему