Введение
Вторая половина XX в. отмечена появлением новой тенден¬ции в развитии мирового сообщества - единения в понимании мо¬ральных ценностей и целенаправленного проникновения стандар¬тов и норм этики в управление экономикой. Нормы, стандарты, требования этического характера все более приобретают вид сис¬темы, т.е. комплекса взаимосвязанных идей, концепций и доста¬точно жестких требований, предъявляемых сегодня к управлен¬ческому персоналу и организациям в целом.
Социальная ответственность — это действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по тре¬бованию закона. Специалисты дискутируют о разных целях дея¬тельности предприятия: о прибыли, продукции (услугах), доле рынка, росте предприятия, удовлетворенности работников, со¬циальной ответственности организации. Большинство специа¬листов склоняются к мнению, что организация — это нечто большее, чем экономическая целостность, и ее главная цель — прибыль. Преобладает мнение, что современная организация является сложной частью внешнего окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существова¬ние организации и общества в целом. К таким составляющим относятся потребители, поставщики, местное население, средст¬ва информации, работники предприятия, держатели акций. Эта разнородная общественная среда может сильно влиять на дос¬тижение предприятием его целей, поэтому организации прихо¬дится уравновешивать чисто экономические цели с экономикескими и социальными интересами этих составляющих среды. Согласно этой точки зрения предприятия несут ответственность перед обществом помимо и сверх обеспечения эффективности, прибыли, занятости и ненарушения закона. Организации долж¬ны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по соци¬альным каналам. В развитых странах в обществе сложились определенные представления о том, как должна вести себя органи¬зация, чтобы считаться добропорядочным членом обслуживае¬мых сообществ.
Реформы, проводимые в России при вхождении в рыночную экономику, позволяют говорить о том, что страна осваивает опыт международных экономических отношений на уровне пред¬приятий и организаций и имеет менеджеров, способных управ¬лять организациями на уровне мировых требований современ¬ного менеджмента по созданию и продвижению конкурентоспо¬собной продукции. Однако она отстает, и весьма существенно, от специфических этических требований, предъявляемых в со¬временном мире к поведению менеджеров и функционированию организаций.
2. ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
2.1. Природа этики менеджмента
Вторая составляющая природы этики менеджмента - этика как элемент в структуре философских знаний.
Основная проблема этического знания - диалектика добра и зла. Это две основные и наиболее общие категории, в развитых исторических системах имеющие, однако, различное содержание. Предмет этики как науки - мораль (нравственность). Изначально «этика» и «мораль (нравственность)» означали один и тот же тер¬мин. Не задерживаясь на истории развития различения этих по¬нятий, скажем, что в современной науке мораль рассматривается как
• характеризующая личность совокупность качеств, которые принято считать добродетелями (честность, доброта, справедли¬вость, надежность);
• система взаимоотношений людей с точки зрения проявления моральных норм.
Поэтому изучение морали в обществе сводится к:
а) измерению уровня моральности личности;
б) измерению уровня моральности общества;
Мораль можно определить как:
1) господство разума над чувствами;
2) стремление к высшему благу;
3) добрую волю, бескорыстие мотивов;
4) способность жить в человеческом общежитии;
5) человечность, или общественную (человеческую) форму от¬ношений между людьми;
6) автономию воли;
7) взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности [1, с. 28].
Список использованной литературы:
1. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Голобокова Г. М. Международный менеджмент. - Магадан: Изд. МПУ, 1997.
3. Менеджмент. /Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – М.: Юнити, 2002.
4. Социально ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт СНГ / под ред. М.И. Либоракиной. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2001.
5. Социальный менеджмент. / под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997.
6. Туркин С. Социальная активность бизнеса в местном сообществе. // Социальное измерение в бизнесе. - М., 2001.