Введение
История XX столетия отмечена глубочайшими социальными потрясениями: две мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, множество других, локальных войн, революции, становление и крушение тоталитарных режимов, выход на политическую арену новых независимых государств. Социальные конфликты развертывались на фоне величайших открытий в области науки, что существенно влияло на образ жизни, сами условия человеческого существования. Все это получило сложное, неоднозначное отражение в литературе XX века, которая характеризуется исключительным многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей, плодотворными авторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания.
В многокрасочной панораме литературного процесса в XX веке прочерчивается несколько ведущих течений и тенденций. Прежде всего, это модернизм, философско-эстетическое течение не только в литературе, но и в искусстве. Модернизм по-своему ярко, впечатляюще отразил кризисные явления в жизни современного общества, процесс его глубокой дегуманизации, передал ощущение бессилия человека перед лицом труднообъяснимых и враждебных ему сил, противостояние человека и среды, выключение индивида, обреченного, одинокого, из общественных связей. В противовес модернизму выступал реализм, для которого был характерен жизнеутверждающий пафос, вера в то, что человек выстоит.
Глава 2. Период реалистической сатиры в творчестве Хаксли
Первый роман Хаксли – «Желтый Кром» (1921). Это, пожалуй, самая светлая книга Хаксли. Смутная юношеская грусть и язвительная ирония, от которой не скрыться человеческим странностям и чудачествам, - вот две равноправные стихии, создающие чуть-чуть условную атмосферу этого романа и его неповторимую интонацию.
В «Желтом Кроме» есть уже все приметы того типа романа, который получил название «интеллектуального» и одним из отцов которого не без основания считается Олдос Хаксли. Однако более точным представляется другое определение – «роман идей». Этим термином, кстати, пользовался и сам писатель, хорошо знавший сильные и слабые стороны своего дарования.
Необычность , гротескность, некоторая чудовищность персонажей имеет место в романе, написанном в начале периода реалистической сатиры в творчестве писателя. Смысл творческий достижений Хаксли-сатирика не столько в создании запоминающихся и остроумных шаржей, сколько в художественном столкновении разных, часто совершенно противоположных позиций и концепций, парадоксальных методов и систем мышления. В раннем произведении Хаксли ирония была грозным оружием, при помощи которого он развенчал идеи и мнения, представлявшиеся ему ложными и никчемными.
Библиография
1. Аллен У. Традиция и мечта. – М., 1970.
2. Ивашова В.В. Английская литература XX века. – М., 1967.
3. Зарубежная литература / Авт. - сост. Б.А. Гиленсон, Н.Т. Пахсарьян. – М., 1997.
4. Фокс Р. Роман и народ. – Л., 1939.
5. Хаксли О. Избранное: Сборник / Составл. и предисл. Г. Анджапаридзе. – М.. 2000.
6. Хаксли О. Новеллы. – Л., 1985.