Введение
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим фе-номеном столетия.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Ту-ризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т. е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воз-действуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
Туризм – один из немногих динамично развивающихся видов отечест-венного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количест-вом персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро обора-чивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать извест-ные выгоды за счет валютных операций.
Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необ-ходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спланирован-ная, динамичная и профессионально проводимая политика национального ту-ризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно профессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются профессиональная, основанная на потребно-стях потребителя туристских услуг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, прак-тики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рын-ка.
Глава 2. Туристский продукт, формы и виды его продвижения
2.1. Характеристика туристского продукта
Туризм и туристская деятельность — сложные социальные процессы и многогранные виды жизнедеятельности чело¬века. Туристскую деятельность можно рассматривать как де¬ятельность организаторов туризма (туроператоров и туристских агентов, а также иных участников) по формированию продук¬та потребления — туристского продукта, с одной стороны, и деятельность тури-стов, потребляющих этот продукт, с другой стороны. Туристский продукт яв-ляется основой туристского предложения и тура.
Туристский продукт — упорядоченная целенаправленная совокупность туристских услуг, работ и товаров (турпакет, пакет туристских услуг, турист-ский пакет), состоящая как минимум из двух или более единичных или множе-ственных туристских услуг, работ, товаров и средств обеспечения, иных тури-стских ресурсов, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в процессе и в целях туризма. Туристский продукт (турпакет) имеет время дей-ствия услуг свыше 24 часов и/или включает ночевку (размещение) и услуги пе-ремещения (перевозки). Туристский продукт (турпакет) предлагается по общей цене, включающей все оказанные услуги и все расходы, а потребительские свойства его соответствуют условиям договора.
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» да-ется иное определение туристского продукта. Если рассматривать процесс пре-доставления туристских услуг, то организаторы туризма не занимаются пре-доставлени¬ем собственно услуг, а только комплектуют и составляют их ком-бинации сообразно запросам туристов, бронируют их, получая за это надлежа-щее вознаграждение в виде процен¬та. Таким образом, организаторы туризма выступают неки¬ми посредниками между туристами и производителями ус¬луг. Напрашивается вопрос, а чем же торгуют организаторы туризма и что непо-средственно получает турист, приобретая туристскую путевку или ваучер. Ес-ли пристально изучать этот процесс, то турист получает право на получение тури¬стских услуг в последующем (в установленный срок) в об¬мен на эту пу-тевку или иной вид документа.
Список литературы
1. Анастасова Л., Дурович А. Маркетинговые исследования в туризме. М.: Новое знание, 2005.
2. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз. М.: Дашков и К, 2002.
3. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1999.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. Издание 5-е. СПб.: «Издательский дом Герда», 2003.
5. Буторова Н. В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: Учеб. по-собие. М.: Советский спорт, 1999.
6. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М.: Финпресс, 2000.
7. Гостиничный и туристический бизнес. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998.
8. Гуляев В.Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, тех-нология). М.: Финансы и статистика, 1998.
9. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, оформление, продвиже¬ние. СПб.: Питер, 2000.
10. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. Минск: Новое знание, 2005.
11. Дурович А.П. Реклама в туризме: учебное пособие. 2-е издание. М.: Новое знание, 2005.
12. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М.: Дата Стром, 1992.
13. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Фи¬нансы и статистика, 2004.
14. Ильина Е.Н. Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агент-ский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов. М.: РМАТ, 1998.
15. Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг: Учебник. М.: РМАТ, 1997.
16. Имшецкая И.Я. Креатив в рекламе. М.: РИП-холдинг, 2002.
17. Картер Г. Эффективная реклама. М.: Маркетинг, 2001.
18. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
19. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 2002.
20. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма. М.: Нау-ка, 1993.
21. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т. М.: Финансы и статистика, 1998.
22. Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме. М.: Финансы и статистика, 1999.
23. Квартальнов В. А. Мировой туризм на пороге 2000 года: про¬гнозы и реаль-ность. М.: Финансы и статистика, 1998.
24. Кириллов А. Т., Волкова Л. А. Маркетинг в туризме. СПб., 1996.
25. Кириллов А. Т., Маслова Е.В. Реклама в туризме. СПб.: ЛЕКС СТАР, 2002.
26. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998.
27. Колесник Н. В. Введение в специализацию: Ч. II. Междуна¬родный туризм в сфере услуг мирового товарооборота: Учебно-метод. пособие. М.: Совет-ский спорт, 1999.
28. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М.: ЮНИТИ, 1998.
29. Кузнецова С. И., Янкович Л. В. Российский авиатуризм и ры¬нок туристских авиаперевозок: Метод, рекомендации. М.: РИБ «Турист», 1999.
30. Маринин М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М., 1997.
31. Менеджмент туризма: Учебник. М.: РМАТ, 1996.
32. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. М.: Право и закон, 1996.
33. «Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса». М.: Ассо-циация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999.
34. Райс Э., Траут Дж. Позиционирование. Битва за узнаваемость. СПб.: Пи-тер, 2001.
35. Россистер Дж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. СПб.: Питер, 2000.
36. Сапрунова В. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. М, 1997.
37. Семенов БД. Рекламный менеджмент. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.
38. Сенин В.С. «Организация международного туризма», М., «Финансы и ста-тистика», 1999.
39. Соболева Е. А., Соболев И. И. Финансово-экономический анализ деятель-ности туристской фирмы: Учебно-метод. посо¬бие. М.: Финансы и стати-стика, 1999.
40. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. М.: Афины: INFOGROUP, 1994.
41. Туристский терминологический словарь / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квар-тальнов. М.: Советский спорт, 1999.
42. Чумиков А.Н., «Связи с общественностью». – М: Академия Народного Хо-зяйства при Правительстве Российской Федерации. Издательство «Дело», 2000.
43. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и ту-ризме. М.: Финансы и статистика, 2005.