Введение.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного воз-раста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: коли-чество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориенти-роваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с дру-гом, способствуют формированию понятий.
Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математиче-ских представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требова-ния к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В свя-зи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям.
У младших школьников интерес к математике уже более устойчив. К тому же в настоящее время разработано много новых программ по обуче-нию детей математике. И задача педагога, учитывая подготовку детей, их интерес к предмету, подобрать именно ту программу, которая бы в полной мере удовлетворяла развитию детей, их знаниям.
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по математическому развитию детей в соответствии с современными требо-ваниями будет способствовать повышению уровня математического разви-тия детей.
Глава II. Сравнительный анализ обучения детей математике.
§1. Развитие элементарных математических представ-лений у детей младшего дошкольного возраста.
1.1. Понятие, история, проблемы математического раз-вития младших дошкольников.
История развития образования и история развития общества неотде-лимы друг от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлеты и падения в жизни цивилизаций не казались бы нам столь необъяснимыми чудесами. Сегодня Европа с изумлением и настороженно-стью продолжает обсуждать феномен “японского чуда” - превращение по-слевоенной Японии в рекордно короткий срок в страну взошедшего, а не только восходящего солнца. Восхищение чудом - весьма полезная вещь, особенно, если вслед за ним возникает желание постичь причины этого чуда.
Думаем, что одним из путей к разгадке “японского чуда” являются те резкие изменения в системе образования, которые имели место в послево-енной Японии. Чтобы понять смысл подобных чудес и их связь с образо-ванием, вглядимся в историю Российского образования как в целом, так и в области развития математического образования.
Основоположники системы дошкольного образования, математиче-ского образования дошкольников Я. А. Каменский и И. Г. Песталоцци счи-тают, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, ко-гда дети начнут считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвертом, на пятом, на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро разли-чать что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно. Основы геометрии они будут в состоянии усвоить на втором году, различая, что мы называем большим и что малым, впоследствии они легко поймут, что та-кое короткое, длинное, широкое, узкое. На четвертом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо станет им более известным, са-мо собою они сами попытаются измерить, взвешивать и сопоставлять одно с другим.
Список используемой литературы.
1. 3вонкин А. “Малыш и математика, непохожая на математику”. Знание и сила, 1985 г.
2. Альтхауз Д. , Дум Э. “Цвет, форма, количество”. – М.: Просвеще-ние 1984 г.
3. Аргинская И. И., Дмитриева Н. Я., Полякова А. В., Романовская З. И. Обучаем в системе Занкова Л. В., М: Просвещение, 1991.
4. Асмолов А. Г. “Психология личности”. – М.: Просвещение 1990г.
5. Безруких М. М, Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика, М: Просвещение, 1991.
6. Блехер Ф. Н. “Счет и число в детском саду”. Методическое
7. Венгер Л. А. Педагогика способностей. Изд-во “Знание” Москва, 1978.
8. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. “Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста”. – М.: Просве-щение 1989 г.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
10. Гальперин П. Я. “Введение в психологию”. – М .: 1976г.
11. Гальперин П. Я. “О методе формирования умственных действий”. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 1981г.
12. Гельфан Е. М. Арифметические игры и упражнения. М: Просве-щение, 1968.
13. Глаголева Л.В. “Сравнение величин предметов в нулевых группах школ” – М.: Работник просвещения 1930 г.
14. Грин Р., Лаксон В. “Введение в мир числа” М.: Педагогика 1982 г.
15. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. М: Педагогика,1971.
16. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. - М.: Изд. АСТ, 1997 г.
17. Ерофеева Т. И. и другие. “Математика дня дошкольников”, – М.: Просвещение 1992 г.
18. Жигалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математи-ке. М: Просвещение, 1989.
19. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. М: Педагогика,1978.
20. Истомина Н. Б. Математика: Учебник для 1 класса. – Смоленск.: “Ассоциация XXI век”, 2002.
21. Истомина Н. Б. Математика: Учебник для 2 класса. – Смоленск.: “Ассоциация XXI век”, 2002.
22. Истомина Н. Б. Математика: Учебник для 3 класса. – Смоленск.: “Ассоциация XXI век”, 2002.
23. Истомина Н. Б. Математика: Учебник для 4 класса. – Смоленск.: “Ассоциация XXI век”, 2002.
24. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М: Просвещение, 1985.
25. Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой. М: Просве-щение, 1981.
26. Костюк Т. С. Избранные психологические труды. – М.: Педагоги-ка 1988 г.
27. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М: Про-свещение, 1972.
28. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М: Просвещение, 1968.
29. Леушина А. М. “Обучение счету в детском саду”. – М.: Учпедиз. 1961 г.
30. Логинова В. И. “Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах”. – Л.: 1964г
31. Логинова В. И. “Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования эле-ментарных математических представлений в детском саду”. – Л.: 1990 г.
32. Менчинская Н. А. “Психология обучения арифметике”. АПН РСФСР 1955г. – М.
33. Менчинская Н. А. Краткий обзор состояния проблемы неуспевае-мости школьников – В кн: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.,1971.
34. Метлина Л. С. “Математика в детском саду”. - М.: Просвещение 1984 г.
35. Минскин Е. М. От игры к знаниям. М: Просвещение, 1987.
36. Монтессори М. “Дом ребенка”. Изд. 4-е.-М.: Изд. “Задруга” 1920 г.
37. Моро М. И. и др. Математика: Учебник для 1 класса. Под ред. Ю. М. Колягина. – М.: “Просвещение”, 2002.
38. Моро М. И. и др. Математика: Учебник для 2 класса. Под ред. Ю. М. Колягина. – М.: “Просвещение”, 2002.
39. Моро М. И. и др. Математика: Учебник для 3 класса. Под ред. Ю. М. Колягина. – М.: “Просвещение”, 2002.
40. Моро М. И. и др. Математика: Учебник для 4 класса. Под ред. Ю. М. Колягина. – М.: “Просвещение”, 2002.
41. Непомнящая Н. Н. “Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)”. – М.: Педагогика 1983 г.
42. Носова Е.А. “Предлогическая подготовка детей дошкольного воз-раста. Использование игровых методов при формировании у дошкольни-ков математических представлений”. – Л .: 1990 г.
43. Носова Е.А. “Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования эле-ментарных математических представлений в детском саду”. – Л.: 1990 г.
44. Обухова Л.Ф. “Этапы развития детского мышления” – М.: МГУ, 1972 г.
45. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1.,-М.: Педагогика 1981 г.
46. Петерсон Л. Г. Математика: Учебник для 1 класса. – М.: “Бал-лас”, 2002.
47. Петерсон Л. Г. Математика: Учебник для 2 класса. – М.: “Бал-лас”, 2002.
48. Петерсон Л. Г. Математика: Учебник для 3 класса. – М.: “Бал-лас”, 2002.
49. Петерсон Л. Г. Математика: Учебник для 4 класса. – М.: “Бал-лас”, 2002.
50. Плаксе Ж. Избранные психологические труды. - М. 1969г.
51. Под. ред. Запорожца А. В. и Усовой А. П. “Психология и педаго-гика игры дошкольника” М.: Просвещение 1966 г.
52. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. – М.: Просвещение, 1985.
53. Программно-методические материалы. Математика. Начальная школа / Сост. И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
54. Проскура Е. В. “Развитие познавательных способностей дошко-льника”. Под ред. Венгер Л. А. – Киев:1985 г.
55. Рихтерман Т. Д. “Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста”. – М.: Просвещение 1982 г.
56. Смоленцева А. А. “Сюжетно-дидактические игры с математиче-ским содержанием”. – М.: Просвещение 1987г.
57. Тарунтаева Т. В. “Развитие элементарных математических пред-ставлений дошкольников”, – М.: Просвещение 1980г.
58. Федлер М. “Математика уже в детском саду”. – М.: Просвещение 1981 г.
59. Фребель Ф. “Воспитание человека”. – М. Изд. К. И. Тихомирова 1964г.