Введение:
Многие авторы отмечают важную роль воображения в умственном разви-тии ребенка. Оно является основой наглядно-образного мышления. По мнению Л.С. Выготского, воображение является основой психического развития, про-является во всех сторонах жизни ребенка. Развитое воображение – это один из показателей готовности ребенка к школе.
У младшего дошкольника только начинает развиваться воображение, причем его пассивная форма. Он с большим интересом слушает сказки и пред-ставляет их образы как реально существующие явления. Его воображение не-критически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мыш-ления имплантирование, описанных сказочных образов в реальную жизнь. Старший дошкольник характеризуется активизацией воображения, вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказоч-ные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципи-ально новый образ).
Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку сказочный мир, наполненный тайнами и волшебством, все-гда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый мир, ак-тивно действует в нем, творчески преобразует его, но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Существует множество приемов рабо-ты со сказкой, которые можно использовать для развития воображения детей.
Цель исследования: разработка и реализация программы по развитию во-ображения средствами сказки у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: воображение как психический процесс.
Предмет исследования: сказка как средство развития воображения у де-тей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование сказки является эффективным средством развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия «воображение» в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать описанные в психолого-педагогической литературе методы и средства развития детского воображение, в том числе метод сказки.
3. Рассмотреть особенности воображения у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать программу развития воображения средствами сказки и ап-робировать ее в экспериментальной деятельности в группе детей среднего до-школьного возраста.
5. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты, сфор-мулировать выводы.
Теоретико-методологической основой исследования выступили: культур-но-историческая концепция Л.С. Выготского и концепция возрастных новооб-разований Е.Е. Кравцовой, концепция развития воображения в детском возрас-те О.А. Дьяченко.
Методы опытно-экспериментальной работы определяются его предметом, целью и задачами. Анализ литературы, включенное наблюдение, естественный эксперимент, методы математической обработки данных, комплекс методик:
? Методика «Дорисовывание фигур» (Е.П. Торренс).
? Методика «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
? Методика «Изучение воссоздающего воображения» (О.В. Боровик).
Испытуемые: в исследовании приняли участие 24 ребенка среднего до-школьного возраста 4-5 лет – воспитанники средней группы детского сада №457 «Полянка» г. Челябинска.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка ли-тературы и приложения.
Практическая значимость: Разработанная программа может быть исполь-зована для развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Глава 2:
Как видно из таблицы 3, наибольшее число детей (75%) принадлежит низкому уровню воссоздающего воображения. У этих детей воссозданные об-разы либо не соответствуют образам произведения, либо изображены отдель-ные предметы или персонажи без взаимосвязи между ними.
Средний уровень показали примерно в равной степени дети первого клас-са 25%. Эти дети воссоздали либо отдельный эпизод, либо неполную компози-цию с пропущенными звеньями. Пусть не в полной мере, но они смогли ото-рваться от предметного поля, наличной ситуации, и инициируют включение своего опыта в новую, созидаемую ситуацию деятельности. Дети рассматрива-ли модифицированный вариант сказки или сочиняли, собственную сказку, но при этом картина не отражала существенного эпизода сказки, это мог быть от-дельный герой, или даже их несколько, но рисунки не были детализированы, дополнены окружающими элементами среды. Это связанно с бедность пред-ставлений об окружающей среде и явлениях, с неспособностью распределять свое внимание на сопутствующих элементах помимо главных героев.
Высокий уровень не показал ни один ребенок, ни в первом, ни во втором классе, так как при этом уровне дети должны уметь выполнять одновременно два действия рисовать и сочинять, рисунок и сказка должны быть структурно оформлены, детализированы и иметь выраженную композицию, что видимо, остается недоступным для этой категории детей.
Исходя из данных всех проведенных нами методик, можно сделать сле-дующие выводы:
1. Дети среднего дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании и удержании инструкции.
2. У детей среднего дошкольного возраста отмечается низкая устой-чивость интереса к деятельности, если возникают трудности при выполнении задания.
3. У детей среднего дошкольного возраста отмечается низкая способ-ность использовать образы восприятия и памяти.
4. У детей среднего дошкольного возраста отмечается невладение способами творческой деятельности и отсутствуют способности к перекомби-нированию образов.
5. У детей среднего дошкольного возраста отмечается низкая продук-тивность и вариативность созданных образов из-за бедности запасов об окру-жающем мире.
6. У детей среднего дошкольного возраста отмечается отсутствие ори-гинальных образов с элементами творчества
Все это позволяет нам сделать вывод о том, что у детей данного возраста имеется воображение находится в стадии становления и уровень его развития в целом соответствует описанным в литературе возрастным нормам.
2.3 Составление плана-прогноза и описание формирующего эксперимента по развитию воображения
По итогам психодиагностического исследования, проведенной нами в на-чале учебного года, мы составили план-прогноз развития воображения. В связи с этим нами были поставлены следующие цели:
? развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображе-ния;
? обучение целенаправленному использованию воображения для вы-полнения творческих заданий.
Основные методы работы: групповые, коллективные.
Занятия построены таким образом, что происходит частая смена видов деятельности, при этом соблюдается принцип от сложного к более простому, в ходе каждого задания, проводятся динамические паузы.
Работа проводилась на протяжении 4 месяцев с сентября 2010 г. по ян-варь 2011 г. Всего было проведено 24 занятия, которые проводились в первой половине дня 1-2 раза в неделю.
Длительность занятия составляла 20-25 минут.
Занятия были сгруппированы в рабочие блоки. Каждый блок был посвя-щен работе над одной определенной сказкой, которая зачитывалась детям вслух в группе. После этого на протяжении 4-х занятий следовала групповая работа со сказкой, направленная на активизацию воображения и формирование твор-ческого мышления. После этого переходили к работе по другой сказке и т.д. Всего было проработано пять русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Последний блок продолжительностью в 4 занятия был итоговым. На нем дети, использовали умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняли сказки по сюжету, предложенному воспитателем.
Содержание формирующего эксперимента представлено в таблице 4.
Таблица 4 – Содержание программы по развитию воображения у детей среднего дошкольного возраста средствами сказки
Заключение:
В результате проведенного исследования были изучены следующие во-просы:
1. Представление о воображении как о высшем психическом процессе, его видах и функциях.
2. Развитие воображения в дошкольном возрасте и его роль в общем психическом развитии дошкольника.
3. Роль сказки в развитии воображения дошкольника.
На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
Воображение – это психический процесс, который преображает данное и порождает на этой основе новые образы. Воображение как сложный психиче-ский процесс состоит из нескольких видов (активное/пассивное, продуктивное/ репродуктивное, воссоздающее, творческое, особые виды воображения).
Воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Уровень развития воображения имеет особенно важное значение для психического развития детей дошкольного возраста, определяя готовность ре-бенка к обучению в школе, поскольку овладение школьными навыками требует эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно целена-правленно развивать творческое воображение в дошкольном возрасте. При этом одним из наиболее эффективных средств развития воображения в дошко-льном возрасте является сказка.
Анализ результатов работы, показал, что применение разработанной нами программы, основанной на работе со сказкой, способствует успешному разви-тию воображения у детей среднего дошкольного возраста, а вместе с ним важ-ного для детей этого возраста расширения представлений об окружающем мире и явлениях, умения целенаправленного планирования своей деятельности.
Полученные в настоящем исследовании результаты свидетельствуют о том, что после формирующего эксперимента по развитию воображения средст-вами сказки у детей среднего дошкольного возраста:
? значимо увеличились показатели уровня творческого и воссоздающе-го воображения;
? снизился показатель стереотипности воображения;
? значимо повысились показатели способности детей к реализации творческого воображения.
Таким образом, в ходе проделанной исследовательской работы была под-тверждена гипотеза о том, что использование сказки является эффективным средством развития воображения у детей среднего дошкольного возраста. Ос-новные цели и задачи исследования достигнуты.