Курсовая теория по теме: Роль общения в психическом развитии человека

Название работы: Роль общения в психическом развитии человека

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение………………………………….……………………...….……3

ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ…………………………………….……………………5

1.1. Понятие и виды общения……………………….……….………….5

1.2. Значение различных видов общения………….………………….12

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ….….20

2.1. Особая роль раннего онтогенетического общения для последующего психического развития индивида……………….……24

2.2. Проблемы в общении ребенка…………………………………….30

Заключение…………………………………………….….…......…...…33

Список использованной литературы…………….…..........….....…..…34

Выдержка:

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.

Выдающиеся советские психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн показали, что психика ребенка развивается в основном путем «социального наследования», «присвоения» общественного опыта. Если у животных, вплоть до антропоидов, решающее значение в развитии имеют две формы опыта: родовой (он заложен в нервной организации и передается по наследству) и индивидуальный (он приобретается в ходе жизни и приспособления к окружающие среде), что у человека доминирующую роль играет третья форма опыта, полностью отсутствующая в животном царстве: общественно-исторический опыт предшествующих поколений людей, воплощенный в продуктах материальной и духовной культуры. На протяжении детства ребенок усваивает наследство отцов. В процессе такого усвоения – обучения в широком смысле слова – и совершается подлинное развитие его психики. Ребенок усваивает не только отдельные знания и умения – у него происходят коренные изменения различных психических процессов. Обучение ведет за собой развитие, говорил Л. С. Выготский.

В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли».

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).

4-е издание. – М.: Гуманитарный озд. центр Владос, 2002.

9. Педагогическая психология /под ред. Н. В. Клюевой. - М., 2003.

10. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001.

11. Пиз А. Общие понятия о языке жестов //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

12. Робер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989

14. Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.

15. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2001.

16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М: Просвещение, 1991.

17. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - ч1 - М: Просвещение, 1980.

18. Хрестоматия по психологии/Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2001.

19. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб., 1998.

Похожие работы на данную тему