ВВЕДЕНИЕ
Проблема мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что мотивация является важнейшим структурным элементом в системе деятельности. Являясь стержнем психологии личности, мотивация обусловливает особенности и поведения и деятельности личности, в частности управленца-профессионала.
Вопрос мотивации деятельности личности становится еще более интересен в условиях все ускоряющихся темпов развития производства.
Управленцу следует обладать не только профессиональной, но и стратегической, социальной, функциональной компетентностью. Эффективность системы управления зависит не только от четкого выбора методов, принципов и функций управления, но и факторов, способствующих повышению интенсивности процесса управления.
Если совершить краткий исторический обзор, то понятие мотивации претерпело следующие эволюционные этапы (Таблица 1)
Первоначальные концепции
↓
Политика кнута и пряника
↓
Психологические методы управления
↓
Современные теории мотивации
↓ ↓
Содержательные теории мотивации → Процессуальные теории мотивации
- Иерархия потребностей А. Маслоу - Теория ожидания
-Теория потребностей Д. - Теория справедливости
МакКлелланда
- Двухфакторная теория Фредерика - Модель мотивации Портера-
Герцберга Лоулера.
Таблица 1
Самой первой известной концепцией мотивации стал метод кнута и пряника, заключавшийся (применительно к производственной деятель¬ности) в заработках на грани голода. Примерно в 1910 году возникла первая «школа научного управления». Тейлор и его современники сделали этот тип мотивации более эффективным, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Скачек произ¬водительности труда был столь впечатляющ, что в различных вариантах и в сочетании с другими, более современными приемами мотивационного ме¬неджмента, этот метод на некоторых производствах применяется до сих пор.
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Одной из базовых проблем в психологии является проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности. Многие авторы отмечают, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. Например, Б.Ф.Ломов пишет: «Трудность здесь состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач».
Самооценка человека – это сложное многоаспектное явление, она может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.
2. Вершигора Е.Е. Менеджмент. Уч. пособие. - М.: Инфра-М, 2001.
3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник для ву¬зов. - М.: Гардарики, 2003.
5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
6. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А. и др. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. - М.: Центр, 1998.
7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1982.
8. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2006.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.
10. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: ПНО «Модек», 1999.
11. Криулина А.А. Психология женщины. - Курск, 1994.
12. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менджмента. - СПб.: Олбис, 1998.
13. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учеб¬ное пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997.
14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
15. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. Автореф. дис. канд. псих. наук. - М., 1987.
16. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Юнити, 1996.
17. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2004.
18. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: Инфра-М: Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
19. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2003.
20. Мескон. М., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2004.
21. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. - М.: Владос, 2003.
22. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. - M.: Экономика, 1993.
23. Психология: Словарь / Под.ред. А.В.Петровского, Н.ГЯрошевского. - М.: Политиздат, 2000.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006.
25. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: МГУ, 1989.
26. Старобинский Э. Как управлять персоналом. - М.: Интел-Синтез, 2002.
27. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология управления. Уч. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
28. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. - М.: Генезис, 2004.
29. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001.
30. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: КСП+, 1997.
31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2003.
32. Шахова В., Шапиро С. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. - М.: Вершина, 2003.
33. Экономика предприятия / Под ред. В.М. Семенова. - М.: Наука, 1996.
34. Эффективный менеджер: Мотивация вашего коллектива. Уч. Пособие. - Б.м.: The Open University, 1999.
35. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. - М.: ТЕИС, 2002.