Объект исследования – личность человека. Предмет исследования – способности человека.
Цель исследования – выявить основные проблемные вопросы одаренности, ее формирования и развития.
Задачи, решаемые в работе:
- охарактеризовать понятия способностей и одаренности;
- рассмотреть основные положения теорий одаренности;
- охарактеризовать процесс формирования и развития способностей у детей;
- рассмотреть проблемные вопросы выявления одаренности у детей;
- выявить основные факторы, влияющие на личность одаренного ребенка;
- охарактеризовать проблемы одаренных детей.
Для написания работы использовалась специальная литература по психологии и публикации из периодики.
2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
В представлении педагогов одаренному ребенку свойственны следующие характеристики: творческий, оригинальный, целеустремленный, настойчивый, обучаемый, способный. Наименее свойственны такие качества как: ленивый, медлительный, агрессивный, покладистый.
В результате одного из исследований, проводимых в Санкт-Петербурге специалистами Русского Христианского гуманитарного института, был собран банк ситуативного проявления одаренности. Все ситуации характеризуются необычностью и нестандартностью в разных сферах. Приведем примеры двух таких ситуаций :
2. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Дело, 1993
3. Истягина А.Ю. Одаренные дети глазами педагогов – СПб: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001
4. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диаг-ностики. М.: Школа-пресс, 1993.
5. Одаренные дети / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991
6. Ожиганова Г.В. Развитие творческих способно-стей. - СПб., 1995.
7. Основные современные концепции творчества и одаренности/Под ред. проф. Д.Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997.
8. Пойкалайнен Е.В. Некоторые проблемы развития одаренных детей // // Управление школой. №29, 1997
9. Рабочая концепция одаренности / Поде ред. Бабаевой Ю.Д., Богоявленской Д.Б. и др. – М.: АБК-Пресс, 2000
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000.
11. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и во-просы психологической теории // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРО, 2000.
12. Савенков А. Одаренные дети в массовой школе // Вопросы психологии, №7, 1997