ВВЕДЕНИЕ
Проблема одаренности в настоящее время приобрела статус государственно-важной в большинстве стран, что привело к формированию социального запроса на ее исследование. Больше всего эту проблему разрабатывают в Америке (Дж. Галлахер, А.Дж. Танненбаум, Р.Дж. Стернберг, Р. Пломин, Дж. Рензулли и др.). В Англии исследованием этой проблемы занимается Дж. Фримен, в Германии К.А. Хеллер, В. Штерн, и др. В России проблему психологии одаренности разрабатывают такие ученые, как В.С.Юркевич, Н.С. Лейтес, А.М.Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, М.А.Холодная и др. [8].
Забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл.
2.2. СТРУКТУРА ОДАРЕННОСТИ
2.2.1. УЧЕНЫЕ О СТРУТУРЕ ОДАРЕННОСТИ
В настоящее время в психолого-педагогической науке сложилось представление об одаренности как о структурном образовании, включающем в качестве основных компонентов высокий уровень развития интеллекта и творческих способностей, а также определенный набор личностных качеств. Они составляют ядро различных моделей одаренности, представленных в работах зарубежных и отечественных исследователей (Л. Аткинсон, Б. Блум, Дж. Фельдхьюсен, К. Хеллер, Дж. Рензулли, А. Танненбаум; Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Н. Н. Поддьяков) [8]. В качестве личностного компонента выделяются особенности мотивационного и эмоционально-волевого развития, которые позволяют добиваться высоких результатов в различных видах деятельности. Таким образом, в структуру одаренности включены особенности как познавательного, так и личностного развития человека. Помимо этого она предполагает наличие связей между компонентами, их определенное соотношение.
А.М. Матюшкин [12], рассматривая одаренность как общую предпосылку творческого развития и становления творческой личности, выделяет пять ее структурных компонентов:
1) доминирующая роль познавательной мотивации: у детей, не обладающих высоким творческим потенциалом, развитие основывается на другом типе мотивации – мотивации достижения, которая обеспечивает только ту степень и направленность исследовательской активности, которая способствует удовлетворению в основном прагматических потребностей, достижению практических целей и завершается по мере удовлетворения потребности или завершения деятельности, в то время как исследовательская мотивация у одаренного ребенка не насыщаема.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 88 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – 556 с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 358 с.
4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 632 с.
5. Брюно Ж. и др. Одарённые дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- C. 73-75.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. ин-тов. / Под ред. А.В.Петровского. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 2003. – 288 с.
7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды: МПСИ, 2003. – 456 с.
8. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. М.: Академический Проект. – 2004. – 170 с.
9. Лосева А.А. Работа практического психолога с одарёнными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с. 84 - 89.
10. Маркова Н.Г., Бац Н.Н. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности // Психологическая наука и образование. – 2002. - № 1. – С. 35-37.
11. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989, № 6, с.29-33.
12. Матюшкин А.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. М.: Омега-Л, 2008. – 368 с.
13. Одарённые дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М.: Прогресс, 2001. – 348 с.
14. Одаренный ребенок / под ред. О.М. Дьяченко – М.: Международный образовательный и психологический колледж. – 2004. – 140 с.
15. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса – М.: Академия. - 2000. – 416 с.
16. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В. Ушакова – М.: ПЕР СЭ. 2000. – 80 с.
17. Психология современного подростка / Под ред.Д.И. Фельдштейна; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 2006. – 236 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
19. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.- 48 с.
20. Халифаева, О.А. Влияние психологических условий на развитие креативности подростков // Образование и наука: Изв. Уральского отделения Российской академии образования. - 2007.- № 2. – с. 23 – 28.
21. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения – М.: Владос, 2000. – 194 с.
22. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одарённых детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34 - 36.
23. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. М.: Речь. – 2006. – 258 с.
24. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. – М.: Просвещение. 1996. – 268 с.