ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что наша жизнь немыслима без общения. Общение изучается различными науками: социологией, философией, медициной, педагогикой. Мы же будем рассматривать общение с точки зрения психологии. Общение – 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знакомыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. В виду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.
В общении человек самоопределяется, и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.
Общение пронизывает всю жизнедеятельность личности. Формы общения крайне многообразны. Однако, в конечном счете, они определяются объективными условиями, прежде всего характером общественно-экономической формации. Каждое поколение людей застает как нечто данное определенную сумму производительных сил, капиталов и социальных отношений. Общение, выраженное в непосредственных межиндивидуальных связях людей, всегда соответствует определенным исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникации и реализуется в соответствии с нормами социально приемлемого поведения (Леонтьев А.А., (1974)).
Целью данной дипломной работы является анализ основных направлений научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть теоретический анализ основных направлений научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.
3. Провести экспериментальное исследование.
Предмет исследования: анализ основных направлений научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.
Объект исследования: основные направления научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.
Гипотеза: может существовать тесная взаимосвязь между уровнем развития потребности в общении у подростков и семейными условиями, в которых протекает его жизнедеятельность.
Проанализируем определения, которые дают общению различные авторы.
М.С. Каган рассматривает общение как один из видов человеческой деятельности, которому присущи соответствующая структура и атрибуты (по А.В. Мудрику, (1984)).
Л.П. Буева (1978) предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения при этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных законов и отношений), а общение – его индивидуализированные формы» (по А.В. Мудрику, (1984)).
В.М. Соковнин (1974) анализирует человеческое общение как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и взаимовлияние.
С точки зрения А.Н. Леонтьева, общение следует рассматривать как определенную сторону деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Саму же деятельность можно рассматривать как необходимое условие общения (по А.В. Мудрику, (1984)).
Попытку интегрировать в рамках единой концепции различные социально-психологические подходы к проблеме общения предприняла Г.М. Андреева. Характеризуя общение, она выделила в нем три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся) и перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания).
Анализ исследований психологов приводит к выводу о том, что независимо от того, признает это сам исследователь или нет, но фактически почти все исследования общения ориентированы на одно из вышеназванных теоретических направлений.
Наряду с выше перечисленными авторами значение общения и его влияние на развитие личности изучали такие российские психологи, как Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.
Исследования Б.Г. Ананьева (1969) нацелены на глубокое и широкое изучение общения, большое значение имеет осмысление уже сделанного в этой области в прошлом, как в психологии, так и в смежных с нею науках.
Б.Г. Ананьев подчеркивает, особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Он пишет: «Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах».
Рассматривая психологическое значение взаимодействия, осуществляемого в форме общения, Б.Г. Ананьев неоднократно подчеркивает, что, являясь обязательным компонентом труда, учения, игры и всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно оказывается условием, без которого невозможно познание ими действительности, формирования у них эмоционального отклика на эту действительность и основанного на этом познание и эмоциональном отношении поведения в этой действительности.
«Общение, - пишет он, - столь же социальное, сколь и индивидуальное явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения – языке, индивидуальным проявлением и механизмом которого является речь. Пантомимика и жестикуляция, т.е. внеречевые формы общения, становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную функцию».
Помимо речевых и неречевых средств общения, Б.Г. Ананьев выделяет и внутреннюю сторону – познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, само регуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей (по А.А. Бодалеву (1983)).
Б.Г. Ананьев четко показал значимость категории общения для общей, возрастной и педагогической психологии, а также для психологии индивидуальных различий.
В.Н. Мясищев также внес весомый вклад в разработку комплекса вопросов, относящихся к психологии общения.
По мнению В.Н. Мясищева, связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком.
Причины, определяющие наличие или отсутствие соответствия между отношением и обращением у участников общения, В.Н. Мясищев видел не только в личностных свойствах каждого из общающихся в отдельности, но и в обстоятельствах общения и, в частности, в характере малой группы, которую и образуют общающиеся люди, считал, что взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия, и в свою очередь, представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения.
А также, В.Н. Мясищев отмечал, что общение может воздействовать на те или иные характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, существенно изменять и перестраивать (по А.А. Бодалеву, (1983)).
Работы В.Н. Мясищева в основном были в области общей психологии, но некоторые его работы были разработаны с точки зрения медицинской психологии.
Общение играет важную роль в формировании личности. Но личность, как мы знаем, на разных этапах развития развивается по-разному. Таким образом, следующим этапом в нашей работе будет анализ развития личности в подростковом и юношеском возрасте с учетом, что общение является ведущим видом деятельности.
2.2.2. Методика измерения уровня потребности в общении
Подростку даётся следующая инструкция:
«Если вы согласны с утверждениями, приведенными ниже, проставьте знак «+» против соответствующих номеров в опрос¬ном листе. Если не согласны, проставьте «-». (приложение 1).
Подсчитывается количество ответов «-» на вопросы 3, 4, 5, б, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29 и количество ответов «+» на все остальные вопросы, суммируйте.
Если полученная сумма:
меньше 23 баллов – потребность в общении очень низкая,
23–26 – низкая, 27–28 – средняя,
29–30 – высокая, 31 и выше – очень высокая.
2.2.3. Методика «Склонность к одиночеству».
Насколько подросток склонен к одиночеству? Этот вопрос не случаен, ведь подростки, испытывающие низкую потребность в общении, вполне могут большое количество времени проводить в состоянии изоляции от внутригруппового влияния, причём не только негативного, но и позитивного.
Для выявления уровня склонности к одиночеству нами была использована данная методика:
Подростку даётся следующая инструкция:
«Если вы согласны с утверждениями, приведенными ниже, проставьте «да» против соответствующих номеров в опрос¬ном листе. Если не согласны, проставьте «нет». (приложение 1).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова С. Возрастная психология. Высшая школа, - М., 2001.- 319 с.
2. Асеев В. Возрастная психология: Учебное пособие. – Ир¬кутск, ДРОФА, 1999. - 456 с.
3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999.-311 с.
4. Бодалев А. А. Личность и общение. – Избр. труды М.: Педагогика, 1983.
5. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., АСАDЕМА, 1999. - 317 с.
6. Брунев Дж. Психология познания. ВЕЧЕ, - М., 1987. – 458 с.
7. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет¬ровского. – М., АСАDЕМА, 1999. - 567 с.
8. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо.- М., ВЕЧЕ, 2000. - 311 с.
9. Войскунский А. Я говорю, мы говорим. М., МИР, 1990.-313 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.-450 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь - М: Лабиринт, 1996. - 459 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., ДРОФА,- 1984.- 385 с.
13. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.
14. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Высшая школа, 1998. -316 с.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования – М: Педагогика, 1986 . – 240 с.
16. Добровт А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.- 411 с.
17. Дубов И.. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.
18. Игумнов С. А. Психопатия и психокоррекция детей и подростков. – М.: изд. института психотерапии, 2000. - 459 с.
19. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. - 319 с.
20. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Минск, Лада, 1997. - 311 с.
21. Коломинский Я. Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. - 563 с.
22. Кривцова С. В. Подросток на перекрёстке эпох. – М.: Генезис, 1997. - 447 с.
23. Кулганов В. А., Юнацкевич . И. Метод графологической психодиагностики личности. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №3, 1994.
24. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., ДРОФА, 1993.- 289 с.
25. Лергамов Е.К. Подросток. Минск, 1996. - 413 с.
26. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов ЛАДА, 1986. – 134 с.
27. Леитес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., ДРОФА, 1991. - 565 с.
28. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., Высшая школа, 1994. - 358 с.
29. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979. - 230 с.
30. Леонтьев. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т - М: Педагогика , 1983 . – т 1. - 429 с.
31. Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка - М: Издательство АПМ РСФСР, 1956. - 556 с.
32. Люблинская А.А. Детская психология, - М: Просвещение, 1971. - 259 с.
33. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей - М: Пресс, 1977. – 425 с.
34. Матвеев В. Ф.. Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников. – М.: Просвещение, 1987.-310 с.
35. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования // Вестник МГУ. Серия “Психология”. 1996 N 4.
36. Мир детства: младший школьник. – М., Высшая школа, 1998. - 529 с.
37. Мудрки А. В. О воспитании старшеклассников. – М.: Просвещение, 1976. - 219 с.
38. Мухина В.С. Детская психология - М: Просвещение, 1985.- 95 с.
39. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., ДРОФА, 1997. – 256 с.
40. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. ЛГУ, 1960. - 323 с.
41. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. – М.: Владос, 1999. - 217 с.
42. Немов Р. С. Психология т. 1 – М.: Владос, 1995. - 439 с.
43. Немов Р. С. Психология т. 3 – М.: Владос, 1998. - 467 с.
44. Нестерова С. Формы и методы организации психологической помощи подросткам. Журнал практического психолога № 12 – М., 1999.
45. Протасова Н. И. Психологическая диагностика девиантного поведения несовершеннолетних. – Астрахань АГПУ 2000. - 197 с.
46. Психология педагогического общения / И. В. Страхов. Саратов, 1980 - 459 с.
47. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. – Самара. Изд. Дом Бахарах, 1998. - 349 с.
48. Ремщмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. - 411 с.
49. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, Виеда, 1992. - 475 с.
50. Семиченко В. А. Психология общения. – Киев Магiстр – S, 1998. - 559 с.
51. Семиченко В. А. Психология социальных отношений. – Киев Магiстр – S, 1998. - 314 с.
52. Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. К., 1991. - 475 с.
53. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов – на – Дону Феникс, 1997. - 513 с.
54. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М„ 1987. – 419 с.
55. Фридман Л. М., Пушкина Т. А; Каплуновин И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. - 149 с.