Дипломная по теме: Проблема общения в психологии

Название работы: Проблема общения в психологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

72 стр.

Год сдачи:

2000 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 7

1.1. Изучение общения как научного феномена 7

1.1.1. Категория общения в психологической науке 7

1.1.2. Структура, функции, основные понятия общения 16

1.2. Изучение общения как реализации общественных и межличностных отношений 22

1.2.1. Структура направленности общения. 22

1.2.2. Сравнительная характеристика сторон и видов общения 23

1.3. Изучение социального влияния. Виды влияния и противостояния чужому влиянию. 30

1.4. Изучение психологических барьеров общения 36

1.4.1. Понятие психологических барьеров общения 36

1.4.2. Специфика психологических барьеров в общении 37

1.4.3. Виды барьеров непонимания в общении 42

Выводы по главе 44

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 46

2.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 46

2.2. Организация и методика исследования 47

2.2.1. Методика на выявление характера взаимоотношений с людьми 48

2.2.2. Методика измерения уровня потребности в общении 49

2.2.3. Методика «Склонность к одиночеству». 50

2.2.4. Контрольная методика - опросник «Самооценка коммуникативных навыков» 50

2.3. Результаты и их обсуждение 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

ПРИЛОЖЕНИЕ I. МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ 64

ПРИЛОЖЕНИЕ II. ЦИФРОВОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ 68

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что наша жизнь немыслима без общения. Общение изучается различными науками: социологией, философией, медициной, педагогикой. Мы же будем рассматривать общение с точки зрения психологии. Общение – 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знакомыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. В виду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Глава 2:

Подростку даётся следующая инструкция:

«Если вы согласны с утверждениями, приведенными ниже, проставьте знак «+» против соответствующих номеров в опрос¬ном листе. Если не согласны, проставьте «-». (приложение 1).

Подсчитывается количество ответов «-» на вопросы 3, 4, 5, б, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29 и количество ответов «+» на все остальные вопросы, суммируйте.

Если полученная сумма:

 меньше 23 баллов – потребность в общении очень низкая,

 23–26 – низкая, 27–28 – средняя,

 29–30 – высокая, 31 и выше – очень высокая.

2.2.3. Методика «Склонность к одиночеству».

Насколько подросток склонен к одиночеству? Этот вопрос не случаен, ведь подростки, испытывающие низкую потребность в общении, вполне могут большое количество времени проводить в состоянии изоляции от внутригруппового влияния, причём не только негативного, но и позитивного.

Для выявления уровня склонности к одиночеству нами была использована данная методика:

Подростку даётся следующая инструкция:

«Если вы согласны с утверждениями, приведенными ниже, проставьте «да» против соответствующих номеров в опрос¬ном листе. Если не согласны, проставьте «нет». (приложение 1).

Начисляется по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12; за ответы «нет» на вопросы 2, 8, 9, 11 и по 2 балла за ответ «да» на вопрос 10.

 Более 8 баллов. Безусловно, подросток склонен к одиночеству. При таком образе жизни можно стать нелюдимым.

 4–8 баллов. Подросток в меру общителен, однако время от времени ему просто необходимо побыть одному, чтобы привести свои мысли и чувства в порядок.

 Менее 4 баллов. Подросток весьма общительный. Общение для него является наиболее приятным и желательным времяпровождением

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ основных направлений научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.

Были реализованы следующее задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть теоретический анализ основных направлений научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.

3. Провести экспериментальное исследование.

Предметом исследования был анализ основных направлений научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.

Объектом исследования выступали основные направления научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.

Была выдвинута гипотеза о том, что может существовать тесная взаимосвязь между уровнем развития потребности в общении у подростков и семейными условиями, в которых протекает его жизнедеятельность.

И в заключение необходимо отметить, что общение играет важнейшую роль в жизни человека. Диадическое общение характеризуется рядом весьма специфических особенностей. Прежде всего для него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них находится в поле зрения другого и любая реакция — поза, взгляд, жест могут быть легко замечены и учтены собеседником. Это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнером дает богатую информацию о нем, использование которой может способствовать более легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и это может послужить причиной напряженности общения.

Похожие работы на данную тему