Введение:
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что наша жизнь немыслима без общения. Общение изучается различными науками: социологией, философией, медициной, педагогикой. Мы же будем рассматривать общение с точки зрения психологии. Общение – 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знакомыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. В виду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.
Глава 2:
Подростку даётся следующая инструкция:
«Если вы согласны с утверждениями, приведенными ниже, проставьте знак «+» против соответствующих номеров в опрос¬ном листе. Если не согласны, проставьте «-». (приложение 1).
Подсчитывается количество ответов «-» на вопросы 3, 4, 5, б, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29 и количество ответов «+» на все остальные вопросы, суммируйте.
Если полученная сумма:
меньше 23 баллов – потребность в общении очень низкая,
23–26 – низкая, 27–28 – средняя,
29–30 – высокая, 31 и выше – очень высокая.
2.2.3. Методика «Склонность к одиночеству».
Насколько подросток склонен к одиночеству? Этот вопрос не случаен, ведь подростки, испытывающие низкую потребность в общении, вполне могут большое количество времени проводить в состоянии изоляции от внутригруппового влияния, причём не только негативного, но и позитивного.
Для выявления уровня склонности к одиночеству нами была использована данная методика:
Подростку даётся следующая инструкция:
«Если вы согласны с утверждениями, приведенными ниже, проставьте «да» против соответствующих номеров в опрос¬ном листе. Если не согласны, проставьте «нет». (приложение 1).
Начисляется по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12; за ответы «нет» на вопросы 2, 8, 9, 11 и по 2 балла за ответ «да» на вопрос 10.
Более 8 баллов. Безусловно, подросток склонен к одиночеству. При таком образе жизни можно стать нелюдимым.
4–8 баллов. Подросток в меру общителен, однако время от времени ему просто необходимо побыть одному, чтобы привести свои мысли и чувства в порядок.
Менее 4 баллов. Подросток весьма общительный. Общение для него является наиболее приятным и желательным времяпровождением
Заключение:
Целью данной дипломной работы выступал анализ основных направлений научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть теоретический анализ основных направлений научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.
3. Провести экспериментальное исследование.
Предметом исследования был анализ основных направлений научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.
Объектом исследования выступали основные направления научного исследования проблемы общения в отечественной психологии.
Была выдвинута гипотеза о том, что может существовать тесная взаимосвязь между уровнем развития потребности в общении у подростков и семейными условиями, в которых протекает его жизнедеятельность.
И в заключение необходимо отметить, что общение играет важнейшую роль в жизни человека. Диадическое общение характеризуется рядом весьма специфических особенностей. Прежде всего для него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них находится в поле зрения другого и любая реакция — поза, взгляд, жест могут быть легко замечены и учтены собеседником. Это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнером дает богатую информацию о нем, использование которой может способствовать более легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и это может послужить причиной напряженности общения.