Введение
Необходимость общения, взаимодействия, взаимной помощи возникла не случайно. Человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному человеку, даже очень могущественному.
Сегодня, у истоков третьего тысячелетия, ученые и практики разных специальностей особенно остро осознают насущную необходимость объединить свои усилия в изучении проблем общения.
Общение, встречающее человека на пороге жизни и провожающее его в мир иной, по праву может стоять в центре научно-практических изысканий любой науки о человеке.
Главным предметом обсуждения все чаще становится жизнь человека, его опыт и целостность. Российские ученые, озабоченные формированием жизнеспособного поколения, переживают бум антропологизации социальных наук, делают первые шаги от социоцентризма к человекоцентризму.
Глава 2. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме общения
2.1 Проблема общения с точки зрения отечественных и зарубежных авторов
Общение - сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д. Парыгин отметил [19; c.43], что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.
Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок, как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.
Так, А.С. Золотнякова [9; c.56] понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы.
Список литературы
1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А, Что такое межличностное общение? М.: Международная педагогическая академия, 1994
2. Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Дело,2000
3. Андреева Г.М. Социальная психология.- Москва.: Аспект Пресс, 2000.–376 с.
4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). - М.,2002. - с. 217-219
5. Бодалев А.А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 2002
6. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 2000. – 224 с.
7. Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 416 с.
8. Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования. //Совместная деятельность: Методология, теория, практика. – М.: Наука, 2002. – с. 19 – 36.
9. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1999
10. Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.//Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. - Государственный университет управления. -2000. -№ 1 (2) - с. 163.
11. Казаринова Н.В. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание //Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – с. 12- 29.
12. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия.// Вопросы психологии, 1987, № 2. – с. 41-49.
13. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - с. 240-244
14. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 2000. – с.106 –123
15. Мясищев В. Н. Психология отношений, Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005.
16. Межличностное восприятие в группе. // Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. – М.: Изд-во МГУ, 2002
17. Обозов Н.Н. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. – М.,2001- с. 125-139
18. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд-во МГУ, 2002 - 302с.
19. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 2002
20. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1981. - с. 19—20
21. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1999. – 255 с
22. Психологическая теория коллектива. Под ред, А.В.Петровского. – М.: Педагогика,2003 – с. 27.
23. Психологический журнал. - 2002. - №4. - т. 8. - с. 52-53.
24. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 2002. - с. 19-20.
25. Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика. - В кн.: Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. -Фрунзе, 1999 - с. 5
26. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов.// Методология и методы социальной психологии. Под ред. Е.В.Шороховой. – М.: Наука, 2001. – с. 54 – 71.
27. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. -М., 2002 - с. 289, 291.