Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Принятие решений является важной частью любого процесса менеджмента. Образно говоря, принятие решений можно назвать " центром ", вокруг которого вращается жизнь организации.
Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности.
Актуальность разработки эффективных решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.
Проблема принятия решений в процессе менеджмента носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу – междисциплинарных, поскольку выбор способа действий – это результат комплексной увязки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, логического, организационного, математического, правового, технического и др.
Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Функции управленческого решения:
направляющая (несмотря на то, что решения принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, они конкретизируются в многообразных задачах);
Ранее мы обсуждали подходы к осуществлению выбора в таких условиях, когда последствия сделанного хода были определены однозначно. Выбор одной из альтернатив (из множества нескольких) был связан с известным выбирающему однозначным последствием, и вся проблема выбора - это проблема сравнения различных последствий.
В реальной практике менеджера нередко приходится иметь дело с более сложной ситуацией, когда выбор альтернативы неоднозначно определяет последствия сделанного выбора. То есть имеется набор возможных исходов (вариантов развития ситуации), из которых один окажется совмещенным с выбранной альтернативой, но какой вариант именно - в момент выбора неизвестно, а станет ясным позже, когда выбор уже сделан и изменить ничего нельзя.
Хотя с каждой альтернативой и связано одно и то же множество исходов, для разных альтернатив одинаковые исходы имеют разные последствия (результаты). В случае ограниченного набора альтернатив и исходов такую ситуацию можно расписать в виде прямоугольной таблицы (матрицы как говорят математики).
В ней по колонкам (столбцам) заданы ваши альтернативы, а по строкам - исходы с перечислением значении их последствий в зависимости от ваших действий (по разным альтернативам - разные), упреждавших эти последствия.
Что же, скажете вы, получается - как бы игра втемную? Да, доля неопределенности здесь присутствует. Но не все так безнадежно, если пользоваться так 'называемой теорией игр. Несмотря на легкомысленное звучание названия ее положения и выводы весьма серьезны и практически значимы для многих областей деятельности человека, связанных с управлением.
Сразу выделим два класса этих задач: игры с противником и игры с Природой. В первом случае второй игрок (вы - первый) активен в части своего (а не вашего) выигрыша, во втором - мы имеем дело с пассивной бесстрастной Природой. Для первого случая (когда интересы второго игрока отличны от ваших), необходимо иметь вторую матрицу оценки ситуации (а точнее, всех исходов) с точки зрения второго игрока. Он же определяет исход в зависимости от своих интересов, пользуясь своей "игрой" (т.е. стратегией). Во втором - ничего этого не нужно, так как нет антагонизма между игроками и Природой.
5. Гуджоян О.Л. и др. Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие. - М.: 1997.
6. Инновационный менеджмент: учебник для Вузов / Ильенкова С. Д., Гохберг Л. М., Ягудин С. Ю. и др.; под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 327с.
7. Литвак Б.Г. Управленческие решения. Учебник. - М.: 1998.
8. Орлов А.И. Современная прикладная статистика. - Ж-л "Заводская лаборатория". 1998. Т. 64. № 3. С.52-60.
9. Орлов А.И. Экспертные оценки. - Ж-л "Заводская лаборатория". 1996. Т. 62. №1. С.54-60.
10. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Ю. М. Осипова. – М.: Ассоциация «Гуманитарное дело», 1992. – 432 с.
11. Покровский А. И., Филанд К. Перестройка рыночных структур на Западе и Востоке. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 288 с.
12. Уткин Э. А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. – М.: АКАЛИС, 1996. – 208с.
13. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. Учебное пособие. - М.: 1997.
14. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1997. – 386 с.