В наше время, когда темп жизни с каждым днем ускоряется, человеку все труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. Организм не успевает восстанавливать силы – все системы органов находятся в постоянном напряжении. И естественно такой образ жизни приводит в итоге к истощению нервной системы и может лечь в основу психосоматического заболевания. Именно поэтому учение о стрессе получило в наше время достаточно широкую известность. Проблемой стресса занимались такие ученые, как Селье, Самоукина, Кеннон, Касл, Купер, Маршалл, Альбрехт, Вейтен, Ллойд и другие.
В нашей работе речь пойдет о стрессе, вызванном трудовой деятельностью человека.
Сегодня много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника.
Эта тема очень актуальна, т.к. в современном обществе главным приоритетом в жизни человека является материальное благополучие, и человек в погоне за деньгами не оставляет время на себя, свое здоровье, семью, друзей, и тогда его постигает профессиональный стресс. Если человек не сможет преодолеть негативные последствия этого стресса, то стресс начинает разрушать человека изнутри, что может привести к серьезным заболеваниям и даже к смерти. Поэтому в наше время необходимо знать, как пережить стресс и не подвергнуться его губительному действию. Но для того, чтобы преодолеть негативные последствия стресса надо выяснить, что является стрессом, какие существуют разновидности стресса, что влияет на нашу оценку стресса, как мы реагируем на стресс, какие эффекты может вызывать стресс, что Методика В. В. Бойко, направленная на определение уровня «эмоционального выгорания», показала, что синдром «эмоционального выгорания» сформировался у 32,5% исследуемых, у 22,5% педагогов данной выборки синдром находится на стадии формирования, а у 45% – эмоциональное выгорание не сформировано, причем выраженность каждого из симптомов, характеризующих фазы «выгорания», имеет определенный качественный разброс.
Фаза напряжения сформирована у 15% учителей и находится на стадии формирования у 45%. Наиболее часто определяемые респондентами симптомы – тревога и депрессия (70% исследуемых).
Состояние резистенции зафиксировано у 37,5% педагогов и находится на стадии формирования у 15%. Самыми распространенными симптомами этой фазы «выгорания» явилась редукция профессиональных обязанностей (60% опрошенных).
Фаза истощения (наличие эмоциональной и личной отстраненности, а также психосоматических и психовегетативных расстройств) находится на стадии формирования у 25% и полностью сформирована у 27,5% исследуемых. В то же время хотелось бы отметить, что у 47,5% испытуемых встречаются в поведении психовегетативные и психосоматические нарушения.
Следующим этапом исследования было проведение корреляции с помощью программы Microsoft Excel. Корреляция проведена для выяснения влияния одних факторов на другие.
Выявлена сильная прямая корреляция между эмоциональным выгоранием и стрессоустойчивостью (r=0,77; p < 0,05) (рисунок №2). На 1. Общая психология. Тексты: В 3т.: Генезис. Т.2., кн.1.: Субъект деятельности. М., 2002. С. 525 – 532.
2. Радугин А.А. Психология. М., 2003. С.225.
3. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М. 2000. С. 186
4. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. С.25.
5. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М. 2000. С. 186 – 189.
6. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. С. 30 – 31.
7. Человек и бизнес. М., 1995. С. 170 – 180.