Введение
Актуальность темы. Известно, что покупатели рассматривают магазин как место, где можно не только отовариться, но и интересно провести время, пообщаться и узнать что-то новое. Магазины, обладающие привлекательным образом, формируют ход мысли покупателя и развивают его потребности. А развитие потребительских вкусов, увеличение выбора возможностей потребления способствует прогрессу общества, делает его более устойчивым. Иногда торговцы недооценивают важность завоевания искренних симпатий покупателей. А это – один из важнейших элементов стратегии магазина в конкурентной борьбе.
Для создания образа предприятия торговли важно учитывать стратегии рыночной сегментации: психографическую - разделение целевой аудитории на группы в соответствии с социально-экономическим положением, образом жизни или индивидуальными характеристиками, - и поведенческую - учет образа жизни покупателей, их стиля использования времени и денег.
Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и ме¬тодов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно раз¬личается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.
От правильной организации работы розничной торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера торговли будет значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.
Цель курсовой работы – изучить особенности и технологию розничной торговли.
Задачи:
1) Рассмотреть специфику работы предприятий розничной торговли,
2) Изучить технологию приемки, хранения и выкладке товаров,
3) Выявить требования к продаже товаров в магазине и к расчетам с покупателями,
4) Изучить роль качества и ассортимента товара, торгового оборудования в магазине в привлечении покупателей.
Объект исследования – технология розничной торговли.
Предмет исследования – условия реализации товаров в магазине и требования, предъявляемые к ним.
Глава 2. Анализ технологии продажи товаров в розничной торговле
2.1. Организация и технология розничной продажи товаров
Завершающей стадией торгово-технологического про¬цесса в магазине является продажа товаров, которая мо¬жет осуществляться различными методами.
Под методом продажи понимают совокуп¬ность приемов и способов, с помощью которых розничные торговые предприятия осуществляют процесс продажи то¬варов. Для каждого метода продажи характерны определен¬ные приемы выполнения операций, связанных с обслужива¬нием, отбором товаров, расчетами с покупателями.
В торговле, наряду с традиционным методом продажи то¬варов через прилавок обслуживания, применяются такие прогрессивные методы, как самообслуживание, продажа то¬варов по образцам, с открытой выкладкой, по предвари¬тельным заказам, через автоматы.
При продаже товаров через прилавок обслуживания основная нагрузка ложится на продавца, от квалификации которого зависит скорость и качество обслуживания насе¬ления. В обязанности продавца входит предложение и по¬каз товаров покупателям, предоставление информации о них, консультации и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров. Кроме тот, он должен уметь быстро и хорошо выполнять такие технологические операции, как нарезка, отмеривание, взвешивание и упаковка товаров, производить расчет с покупателем.
Применение в магазинах традиционного метода продажи товаров снижает качество торгового обслуживания: увели¬чивает затраты времени покупателей на приобретение това¬ров, ограничивает их самостоятельность в выборе товаров.
Самообслуживание занимает основное место среди со¬временных методов продажи, оно в наибольшей степени способствует решению ряда социально-экономических за¬дач: экономит время покупателей, увеличивает скорость торгового обслуживания и т.д.
Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием . – М.: Ассоциация авторов и издателейю ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998. – 416 с.
3. Брагина Л.А. Данько Г.П. «Торговое дело: экономика и организация», Москва 2002.
4. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: - М. ИНФРА -М, 2003.
5. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия», Москва 2003.
6. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М., 2004.
7. Малышева А.Я., Кенчарский Ю.В. Малое предпринимательство и торговля: Учебн. пособие. – Иваново: Филиал Моск. гос. ун-та коммерции, 1998. - 96 с.
8. Основы предпринимательского дела.//Под руководством и редакцией доктора экономических наук профессора Осипова Ю.М. 3. Терминологический словарь-справочник
9. Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.-320 с.
10. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности: Учебник для студ. учреждений среднего проф. образования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 448 с.
11. Панкратов Ф.Г. и др. «Организация и технология торговых процессов» 1999.
12. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. – М., 2004.
13. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. – М., 2002.
14. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. –М., 2003.
15. Чечик А.М. Товароведение и экспертиза товаров культурно-бытового назначения. – М., 2001.
16. Юккель Х., Хеллер О. и др. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. – М.: Наука, 1994. – 592 с.