Введение
Наш век – это век информации. Все процессы и события в мире пред-стают перед нами, как информационные потоки. В системе великого множе-ства информационных потоков и приходится существовать современному предприятию.
Одна часть информационного потока актуальна и необходима для ус-пешной деятельности предприятия, другая - менее важна. От самого пред-приятия тоже исходит поток информации, как во внешнюю среду, так и во внутреннюю среду. Получателями этой информации в первую очередь явля-ются внешние и внутренние целевые аудитории предприятия. Именно эта информация формирует общественное отношение к предприятию и его имидж.
Особенность информационных потоков в том, что они развертываются независимо от желания и контроля со стороны предприятия. Поэтому для не-го становится актуальной проблема формирования и управления информаци-онными потоками. Если предприятие не занимается осознанным и заплани-рованным управлением коммуникативного пространства, то оно не контро-лирует то, что о нем говорит общественность. Мнение о предприятие скла-дывается без его вмешательства. [14, с. 42]
Информация от предприятия в первую очередь адресована общественно-сти, значимой для него. У каждого предприятия - своя общественность. Управление информаций предприятие осуществляет с помощью деятельно-сти по организации связей с общественностью.
Связи с общественностью на предприятии – это есть не изобретенная кем-то наука и технология, а объективно и постоянно присутствующая в об-ществе функция. Связи с общественностью — это то, чем занимается любое предприятие. Присутствуя на рынке, оно не замкнуто: оно общается с обще-ственностью. Предприятие все равно выполняет действия, входящие в ком-плекс того, что называется связями с общественностью.
Если предприятие не позаботится о своей репутации, за него это сделают другие, причем не обязательно в самом лучшем свете. Недостаток эффектив-ных и целенаправленных коммуникаций открывает дорогу всяким слухам, диапазон которых весьма широк. Можно утверждать, что с подобным недос-татком информации и призван бороться специалист по связям с обществен-ностью. Задачей при этом становится не просто заполнение информационно-го пространства, а порождение сообщений, благоприятных для развития и функционирования предприятия.
Любой ответственный руководитель стремится контролировать процес-сы, финансовые потоки, контакты с клиентами и прочее. Контролирование информационных потоков в коммуникативном пространстве предприятия на сегодня становятся всё более актуальным. Все это определяет актуальность темы данной дипломной работы.
Как отрасль современной информационной индустрии, Связи с общест-венностью существуют более 100 лет. [13, с. 479] За это время теме связям с общественностью посвящено немало книг. В России первые книги, которые "воспитали" специалистов в этой сфере вышли в 1990-1993 гг. [23, с. 83] Это книга Сэма Блэка «Паблик рилейшнз. Что это такое?», 1990 г. И книга Не-взлина Л.Б. "Паблик рилейшнз. Кому это нужно?», 1993 г. Специалисты по связям с общественностью называют книгу С. Блэка главным информацион-ным советчиком. Книга отличается широким охватом многих вопросов свя-зей с общественностью, перепечаткой официальных кодексов и уставов и, что весьма важно на территории как бывшего СССР, так и сегодня - принци-пиально иностранным характером.
1995-1996 гг. породили целый ряд книг, которые как бы наощупь пыта-лись обрисовать эту новую для России сферу: Викентьев И.Л. «Приемы рек-ламы и public relations, 1995 г.; Гринберг Т.Э. «Политическая реклама: порт-рет лидера», 1995 г.; Зверинцев А.Б. «Коммуникационный менеджмент. Ра-бочая книга менеджера PR», 1996 г.; Лебедева Т.А. «Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика», 1996 г.; Лебедева Т.А. «Путь к власти. Франция: выборы президента», 1995г.; Матвиенко В.Я. «Социологический анализ в политике», 1995г.; Почепцов Г.Г. «Имиджмей-кер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов», 1995г..
С 1997 г. начинается новый период профессионализации. Выходящие в это время книги отличаются совершенно иным взглядом, более серьезными подходами: И. Алешина «Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров», 1997 г., это первый достаточно полный российский учебник, который охва-тывает все вопросы; «PR: международная практика. Под ред. Сэма Блэка», 1997 г., в ней собраны 40 кампаний, проведенных в разных странах; Борисов Б.Л. «Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти», 1997 г., это вводный текст для данной области, написанный с позиций семиотики и теории ком-муникации; Арнольд Н. «Тринадцатый нож в спину российской рекламе и public relations», 1997 г., в книге сделана попытка выйти на книжный рынок со своим собственным опытом работы; «Эффективный самомаркетинг. Ис-кусство создания положительного образа», 1998 г.
Особенностью Связей с общественностью в России является то, что ак-тивное развитие эта наука получила, прежде всего, в сфере политики. Поэто-му, первые собственные теоретические и практические наработки в России носили политический акцент.
В данной дипломной работе сделана попытка теоретической разработки элементов связей с общественностью на коммерческом предприятии. В этом заключается научная значимость работы.
Связи с общественностью на предприятии – это деятельность по созда-нию позитивных отношений с внешними и внутренними целевыми аудито-риями, путем формирования благоприятного имиджа предприятия. Объектом ВКР является связи с общественностью на предприятии. Предметом – воз-можности связей с общественностью на коммерческом предприятии..
Практическая значимость работы заключается в выработке рекоменда-ций по связям с общественностью для ООО Томской строительной компании «Луч». В структуре организации ООО ТСК «Луч» функция связи с общест-венностью не выделена отдельно. Внешние и внутренние коммуникации, во-первых, осуществляются несколькими менеджерами предприятия, во-вторых, не основываются на единой коммуникативной политике и концепции. А это значит, что руководство предприятия не управляет коммуникативным про-странством и потоками информации о предприятие среди общественности. Данная дипломная работа является первым шагом, направленным на реше-ние этой проблемы.
В рамках дипломной работы было проведено исследование, направлен-ное на изучение внутренних коммуникаций. Объектом практического иссле-дования выступили сотрудники предприятия ООО ТСК «ЛУЧ». Предметом исследования – отношение сотрудников к предприятию.
Цель дипломной работы выявить возможности связей с общественно-стью на коммерческом предприятии (на примере ООО ТСК «Луч»).
Связи с общественностью на предприятии выше были определены нами как деятельность по созданию позитивных отношений с внешними и внут-ренними целевыми аудиториями, путем формирования благоприятного имиджа предприятия. В соответствии с этим определением понятия связей с общественностью и целью дипломной работы были сформулированы задачи дипломной работы:
1. Описать механизм формирования имиджа предприятия;
2. Очертить систему внутренних и внешних коммуникаций на пред-приятии;
3. Рассмотреть основные принципы организации структуры по свя-зям с общественностью на предприятии;
4. Провести анализ деятельности по связям с общественностью на предприятии ООО ТСК «Луч»;
5. Выработать рекомендации по реформированию деятельности по связям с общественностью на предприятии ООО ТСК «Луч».
Структура дипломной работы направлена на раскрытие поставленных цели и задач:
Первая глава «Связи с общественностью на предприятии» посвящена теоретической разработке элементов связей с общественностью на предпри-ятии. В подпунктах главы раскрывается понятие и элементы связей с обще-ственностью.
Вторая глава «Анализ деятельности по связям с общественностью на предприятии ООО ТСК «Луч». В главе дана общая характеристика предпри-ятия, а также проведен анализ внутренних и внешних коммуникаций на предприятии. В главе представлено исследование «Измерение отношения со-трудников ООО «ТСК ЛУЧ» к предприятию». Описана методология иссле-дования и анализ результатов исследования.
Третья глава «Рекомендации по реформированию деятельности по свя-зям с общественностью на предприятии ООО «ТСК ЛУЧ». В главе даны ре-комендации по связям с общественностью для ООО ТСК «Луч» с учетом ана-лиза деятельности предприятия.
3. Рекомендации по реформированию деятельности по связям с обществен-ностью на предприятии ООО «ТСК ЛУЧ»
Теоретическая разработка понятия СО и практическое исследование от-ношения сотрудников к предприятию обосновало необходимость создания на предприятии ООО «ТСК ЛУЧ» подразделения СО. В рамках настоящей ди-пломной работы выработаны рекомендации, во-первых, по созданию Кон-цепции связей с общественностью на предприятии, во-вторых, по организа-ции структуры по связям с общественностью, в-третьих, по формированию внутренних и внешних коммуникаций на предприятии.
3.1. Рекомендации по созданию Концепции связей с общественностью
Первым шагом по созданию подразделения по СО на предприятии должно стать создание Концепции. Концепция является самым стратегически важным документом в работе подразделения по СО. Грамотно составленная концепция — это залог успеха предприятия. [16]
При составлении Концепции СО в ООО ТСК «Луч» рекомендуем учесть следующие моменты. Сфера деятельности ООО ТСК «Луч» - выполнение строительно-монтажных работ, выполнение подрядных работ по строитель-ству зданий, сооружений. География строительства не ограничивается Том-ской областью, предприятие ориентируется на весь Сибирский регион. Од-ним из основных клиентов и потребителем услуг ООО ТСК «Луч» являются органы власти местного и федерального уровня, а также такие крупные за-казчики, как предприятия нефтедобычи. Рынок строительства жилья – это развивающееся направление деятельности для предприятия, не менее пер-спективное, чем строительство административных зданий. Сегодня в России на рынке строительства закрепилась практика проведения тендеров и кон-курсов на строительство. Будь заказчиком государство или крупное коммер-ческое предприятие. А это значит, что немаловажную роль при участии в тендерах играет как имидж предприятия, так и имидж руководителя.
Список использованных источников
1. PR: международная практика. Под ред. Сэма Блэка. - М.: Довгань, 1997 – 180с.
2. PR-связь с общественностью. Хрестоматия // WWW.I-U.RU
3. Public relations: новый взгляд на знакомый феномен // http://mcpt.narod.ru
4. Алексеев А.А. Методика сегментирования потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. № 1 (19)1999. с. 25-30
5. Алешина А. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Гном-пресс, 1997 – 256 с.
6. Аренков И.А., Ченцов В.И. Маркетинговые исследования. Под ред. Г.Л. Багиев. -Л., 2001 – 29 с.
7. Арнольд Н. Тринадцатый нож в спину российской рекламе и public relations. - М.: Топ-Медиа, 1997 – 224 с.
8. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. -СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1999 – 93 с.
9. Баркеро Кабареро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. Пер. с исп. - М.: Дело, 1996 – 80 с.
10. Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое?. – Модино пресс, 1990 – 93 с.
11. Бодуан, Жан-Пьер. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство : [Пер. с фр. ] - М. ИМИДЖ-Контакт ИНФРА. 2001 – 232 с
12. Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований // Маркетинг. -2001. -N3. - с. 31-42.
13. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.:Издательство “Фин-пресс”, 1999 – 656 с.
14. Горкина М.Б., Мамонтов А.А., Манн И.Б. PR на 100%: Как стать хоро-шим менеджером по PR. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 - 240 с.
15. Игнатьев Д., Бекутов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relaitions. - М.: Альпина Паблишер, 2003 – 227 с.
16. Игнатьев Д.И., Бекетов А.В. Менеджмент в public relations» // www.buziness.info
17. Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика. - М.: Изд-во МГУ, 1996 – 132 с.
18. Михайлов С. PRицел на будущее http://www.buziness.info
19. Невзлин Л.Б. "Паблик рилейшнз". Кому это нужно? - М.: Экономика, 1993 – 224 с.
20. Ольшанская Л. Технология формирования имиджа // www.marketolog.ru
21. Организация связей с общественностью в малой и средней фирме - WWW.I-U.RU
22. Политика взаимоотношений с персоналом // Вестник благотворитель-ности. N 1(29), январь-февраль. 1997. с.14-15
23. Почепцов Г. Паблик рилейшез для профессионалов. // www.kiev-security.org.ua
24. ПР как инструмент маркетинга // http://4p.ru
25. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. - М., 1998 – 287 с.
26. Управление общественными отношениями: Учебник/под общ. ред. Ко-маровского В.С. - Изд-во РАГС, 2003 – 400 с.
27. Фролов Д. Пиар и СМИ: взгляд главного редактора. // food@icsti.su
28. Хон Л.Ч., Грунинг Д. Руководящие принципы для измерения взаимо-отношений в области связей с общественностью // http://e2000.kyiv.org
29. Чумиков А.Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и прак-тика: Учеб. пособие. - М.:Дело, 2004 – 495 с.
30. Яновский А.М. Паблик рилейшнз - как средство обеспечения экономи-ческого благополучия. // www.psycho.ru