ВВЕДЕНИЕ
В бюджетной системе Российской Федерации взаимодействуют различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма.
Во многих государствах, которые относятся к унитарным (Франция, Китай, Тур¬ция, Япония и др.) межбюджетные отношения не следует отождествлять с понятием бюджетного федерализма, поскольку в этих странах бюджетная система, как это было в СССР, представляет собой единый государственный бюджет, а не систему са¬мостоятельных бюджетов, что и является специфической чертой в бюджетном феде¬рализме.
Хотя с правовой точки зрения Россия представляет собой федерацию, сложившаяся система политических и фискальных отношений между федеральными, региональными и местными органами власти сталкивается с серьезными проблемами, говорится в отчете, опубликованном компанией Standard & Poor’s. К сожалению, политика фискальной децентрализации, предложенная в правительственной «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.», остается нерешительной и противоречивой.
Сложившаяся слабая модель политического и бюджетного федерализма ограничивает эффективное экономическое и политическое развитие, снижает действенность различных структурных реформ, осуществляемых в настоящее время, препятствуя их справедливому воплощению. Россия по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами в попытках модернизировать собственную федеральную систему — правительству предстоит добиться эффективного внедрения множества предложенных законов и политических принципов на территории всей страны.
Бюджетный федерализм реализуется через единую со¬циально-экономическую и бюджетно-финансовую политику государства. Это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автоно¬мии каждого бюджета органично сочетать фискальные ин¬тересы Федерации с интересами ее субъектов и органов самоуправления. Проблема бюджетного федерализма — это не только и не столько проблема взаимоотношения бюджетов различных уровней бюджетной системы, это, преж¬де всего, проблема взаимоотношений государства и его граждан по бюджетно-налоговым вопросам.
Соответственно, выход из социально-экономического кризиса, сохранение и укрепление территориальной целостности страны и федеративных основ Российского государства предполагают формирование и осуществление со стороны федерального центра активной финансовой поли¬тики по отношению к регионам.
Сегодня насущно необходимым для России является осоз¬нание того, что эффективная система бюджетных отноше¬ний — это компромисс, продукт синтеза экономических ин¬тересов государства, населения и предпринимательства.
ГЛАВА 2. Состояние и проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации
2.1. Структура поступлений консолидированного бюджета
Специфика бюджетной системы РФ предполагает систему рас¬пределения поступлений между конкретными бюджетами – феде¬ральным, субъектов Федерации и местными, а также внебюджетны¬ми фондами. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюд¬жетным и налоговым законодательством РФ. Пропорции распреде¬ления налогов и сборов между бюджетами разных уровней бюджет¬ной системы РФ утверждаются Федеральным законом «О федераль¬ном бюджете» на срок не менее трех лет.
В связи с этим доходы делятся на собственные и несобствен¬ные. Собственные доходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоянной основе (полностью или частично) за соответствующими бюджетами. К ним относятся:
1) налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;
2) неналоговые доходы;
3) безвозмездные перечисления.
Несобственными доходами являются регулирующие доходы и финансовая помощь. Под регулирующими доходами бюджетов пони¬маются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной фи¬нансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
Общая структура поступлений государственного (консолидиро¬ванного) бюджета России в последние годы отражена в табл. 1.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Конституция Российской Федерации. М., 1999.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31.
3. Ассекритов С., Широкобокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению // Экономист, 2001, № 1.
4. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999.
5. Валентей С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. – М.: Институт экономики РАН, 1998.
6. Виноградов В. В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002.
7. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США / Сост. Любимцев Ю. И., Мадд Ш. Б. М., 1996.
8. Годин А. М., Макисмова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашков и Ко», 2003.
9. Иванченко В. Региональные особенности федерализма // Экономист, 2005, № 1.
10. Кадочников П., Сидельников С., Трунин И., Четвериков С. Анализ перераспределения средств между субъектами Российской Федерации в рамках системы межбюджетных отношений. Оценка стабилизационных свойств перераспределительных инструментов российских федеральных властей. /http://www.iet.ru
11. Казаков В. А. Межбюджетные отношения здравого смысла // Финансы, 2001, № 8.
12. Колесов А. С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования // Финансы, 2002, № 2.
13. Лайкам К., Шаромова В., Бауман Е., Дорофеюк А., Чернявский А. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональными бюджетами // Экономист, 1998, №5.
14. Миляков Н. В. Финансы. – М.: ИНФРА-М, 2002.
15. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2003.
16. Нестеренко Т. Г. Основные принципы межбюджетных отношений // Финансы, 2001, № 11.
17. Отчет об исполнении консолидированного бюджета территорий. /http://www.minfin.ru. – сайт Министерства финансов РФ.
18. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции. 9-20 февраля 1998 г. Издание Совета Федерации. М., 1998.
19. Реформа бюджетного федерализма в России должна решить ряд серьезных проблем. /http://www.creditrussia.ru.
20. Селезнев А. Проблемы бюджетной политики в 2005 г. // Экономист, 2004, № 12.
21. Семенов В., Семенов Г., Сингатуллина Г., Овчинников М. Перспективы российского федерализма // Российский экономический журнал, 1994, №4, 5-6.
22. Силуанов А. Г. Межбюджетные отношения: направления совершенствования // Финансы, 2004, № 6.
23. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И. – М.: «Проспект», 2001.
24. Шуба В. Б. Бюджетный федерализм: взгляды зарубежных исследователей // Финансы, 2004, № 8.
25. Экономика / Под ред. Архипова А. И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. – М.: «Проспект», 2003.