Введение
Актуальность темы курсовой работы «Восприятие образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими увечьями» обусловлена тем, что в рамках данной проблемы затрагивается область медицины, в которой прослеживается тесная связь психогенного и соматогенного. Эти вопросы разрабатываются специалистами уже не одно десятилетие.
Физические увечья и травмы занимают значительное место в структуре общей заболеваемости и инвалидности населения. По статистическим данным, в течение жизни различные травмы и увечья получают до 22% всех мужчин и до 20% женщин. В последние годы отмечается тенденция к повышению травматизма среди лиц более молодого возраста.
Многими исследователями установлено, что у 40-60% пациентов с различными заболеваниями наблюдаются психические изменения. Часто возникают такие эмоциональные нарушения, как тревога, подавленность, фиксация на своих болезненных ощущениях и переживаниях, связанных со страхом смерти, потерей самоидентичности, чувства «Я». Часто больных охватывает беспокойство, мысли о смерти, отчаяние. Больные живут с постоянным тревожным опасением, они анализируют любые изменения деятельности своего организма, реагируя на малейшие неприятные ощущения. Основной жизненной целью становится здоровье.
В данной работе рассмотрены вопросы типов психического реагирования и изменения восприятия образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими увечьями и сделаны некоторые практически значимые выводы по результатам проведенного исследования.
Акцентировано внимание на специфике состояния системы психической реальности пациентов на каждой из стадий (фаз) процесса формирования болезни, лечения и реабилитации в целом. Все перечисленное рассмотрено в соответствии с фундаментальными методологическими положениями психики человека, невротических и психосоматических расстройств.
Изменение образа Я у пациентов в результате получения тяжелой физической травмы приводит к разной степени выраженности дестабилизации состояния их внутреннего мира. Степень дестабилизации психического состояния пациента зависит от его личностных особенностей и от этапа заболевания, а также от характера поведения системы психической реальности человека на определенной стадии формирования и развития расстройства. Это, в свою очередь определяется особенностями поведения систем, к классу которых относится психика человека. Данная проблема практически не изучена отечественными психологами.
Предмет исследования: образ физического Я человека.
Объект исследования: мужчины и женщины, получившие тяжелые физические травмы, в возрасте от 18 до 40 лет, проживающие в г. Москве.
Основной целью настоящего исследования является анализ восприятия образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими увечьями.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1) изучить теоретическую литературу по проблеме;
2) провести практическое исследование, направленное на изучение восприятия образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими увечьями;
3) обработать результаты исследования и сделать выводы.
Исследование проводилось на базе отделения травматологии Республиканской Клинической Больницы № 1 г. Москвы, с использованием методов опроса, анализа рисунков респондентов, факторного анализа, корреляционного анализа.
Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение восприятия образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими увечьями
2.1. Программа исследования
В ходе экспериментального исследования обследовано 30 испытуемых (15 мужчин и женщин, получивших тяжелые физические увечья в результате насилия – основная группа, и 15 мужчин и женщин, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая – контрольная группа).
Предварительным этапом нашего эксперимента было изучение социальных паспортов испытуемых (табл. 1.).
Анализ показал, что на момент обследования по основным показателям выборки – основная и контрольная, имеют сходные характеристики.
Гипотезы исследования:
- у лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате перенесенного насилия, имеются нарушения в восприятии образа физического Я, более выраженные, чем у лиц, получивших тяжелые физические увечья в результате несчастного случая;
- лица, получившие тяжелые физические увечья, склонны к повышенной тревожности, астенизации, повышенной агрессии.
Описание методик.
1. Тест личностной и реактивной тревожности Ч. Спилбергера в модификации А.М Прихожан.
Методика Спилбергера направлена на изменение личностной и ситуативной тревожности.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Библиография.
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 160 с.
2. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. – 1988. – №2. – С. 49–62.
3. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. - М., 1974. – 426 с.
4. Гуревич П.С. Клиническая психология: учебник для вузов. М.-2000.-223 с.
5. Деркач А. А., Старовойтенко Е. В., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции "Я" в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). – М., 1993. – 214 с.
6. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – Спб.: Речь, 2002.
7. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М., 1981. – 111 с.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 345 с.
9. Маслоу А. Самоактуализация (Психология личности). – М., 1982. – 291 с.
10. Маховер К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 2000.
11. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология.: – М.: Прогресс, 1975. – Вып. 5. – С. 228–248.
12. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. М.-1998.
13. Платонов К.К., Гольдштейн Б.М. Основы авиационной психологии. - М., 1987. – 220 с.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие – Самара: Дом «БАХРАХ», 1998 – 672 с.
15. Проблемы психологической реабилитации больных / Соколова О. А. МО РФ, Хабаровск: Хабар. гос. пед. ун-т, 1999. - 116 с.
16. Психология личности в трудах зарубежных и отечественных психологов. СПб., Питер, 2000, С. 225.
17. Психология человека от рождения до смерти (ред. А.А.Реан). СПб.-2001.-656 с.
18. Психотерапевтическая энциклопедия (ред. Б.Д.Карвасарский). 2-е ищзд. СПб.-2000.-1024 с.
19. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988. – 256 с.
20. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с.
21. Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке // Вопросы психологии. 1995. №6. с.20.
22. Спиркин А .Г. Cознание и самосознание. – М., 1972, С. 94.
23. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. СПб:2000.-253 с.
24. Теоретические проблемы психологии личности / Под общ. ред. Е. Н. Шороховой. – М.: Наука, 1974. – 182 с.
25. Угрехелидзе М.Г. Проблема неосторожной вины в уголовном праве. - Тбилиси, 1976. – 131с.