Дипломная по теме: Творчество как элемент развития личности

Название работы: Творчество как элемент развития личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

88 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Теоретические подходы к определению понятий креативности и творчества. 5

1.1. Изучение креативности отечественными и зарубежными исследователями. 5

1.2. Креативность и творческие возможности в свете повседневной реальности и сложившихся стереотипов общества 17

1.3. Творческое воображение как цель обучения в начальной школе 27

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению динамики развития креативности у детей младшего школьного возраста. 46

2.1. Рабочая концепция исследования. 46

2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 56

2.3. Выводы 72

Заключение. 81

Список литературы. 84

Выдержка:

Введение.

Актуальность темы данного исследования обеспечивается признанием важной роли воображения и креативности в психической деятельности людей. Креативность является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Исследование креативности занимает большое место в современной психологической науке (Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Р.Г.Натадзе, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.). Креативность связана со всеми познавательными процессами и личностью. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, креативность зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой, - она способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, К.И.Вересотская, Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, Л.В.Занков, Е.И.Игнатьев, А.И.Липкина, А.А.Люблинская и др.). Креативность формируется в деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), а сама деятельность значительно улучшается при повышении уровня развития воображения (О.П.Гаврилушкина, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, В.В.Давыдов, Л.С.Коршунова, Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Н.Палагина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин и др.). Креативность выступает как одно из средств коррекции эмоций, воли (Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Э.В.Ильенков и др.), оказывает существенное влияние на учебную деятельность и последующую социальную адаптацию выпускников школ.

Проблема изучения креативности музыкально одаренных детей показалась автору работы наиболее интересной, ибо музыка – это искусство, отражающее (творящее) действительность в звуковых, художественных образах, а, как нам известно, творчество порождает нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью, способствуя тем самым развитию личности человека.

Целью нашего исследования стало изучение процесса творчества и динамики развития креативности у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – музыкально одаренные дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: уровень развития креативности и творческого воображения у музыкально одаренных детей разных возрастных групп статистически достоверно различается.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить и провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Выявить специфические особенности креативности, дать определение.

2. Определить основные критерии и предпосылки развития креативности.

3. Описать методы диагностики творческих способностей, этапы, ход и результаты тестирования по развитию креативности детей.

4. Провести исследование, направленное на изучение отличий креативности у детей разного возраста.

5. Сделать выводы.

Методологической основой исследования явились важнейшие теоретические положения современной философии, общей и специальной психологии и педагогики. Учитывались положения о диалектической взаимосвязи всех психических функций человека, о ведущей роли обучения в развитии, о необходимости деятельностного подхода в процессе развития.

Методы исследования:

- анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

- беседа;

- наблюдение;

- анализ графических работ детей;

- экспериментальное изучение креативности, включающее в себя констатирующий эксперимент сопоставительного характера;

- количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

Методики исследования:

1. Тесты П. Торранса на невербальную креативность «Закончи рисунок», «Повторяющиеся линии»;

2. Тесты Дж. Гилфорда на вербальную креативность «Употребление предметов», «Одновременное использование».

В качестве выборки испытуемых были взяты учащиеся пятого класса Московской средне-специальной школы имени Гнесиных, возраст 12 лет, количество – 20 человек.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы детских психологов, на уроках изобразительной деятельности, развития речи, чтения и других учебных предметах, а также в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми, в семейном воспитании детей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, увязанных с текстом работы. Названия глав отражают их содержание.

Креативность и творческая деятельность каждого человека несут в себе абсолютно новый и важный по своей значимости опыт, а вместе с тем и знания, умения и навыки. Ведь творчество, как нам известно, это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей .

В данной работе объектом исследования являются музыкально одаренные испытуемые, в которых с юных лет закладывают навыки творческости, как основного элемента их развития в дальнейшем. Креативный процесс в обучении музыке заключается именно в необходимости в каждом исполнении создавать художественный образ, находить художественный смысл заново.

Список литературы.

1. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its testing. The nature of creativity. R.J. Sternberg (ed.). Cambridge, Cambridge University Press, 1988. P. 43-75, from Internet site.

2. Абраман Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980. – Т.1. – 232 с., Т.2. – 288 с.

4. Барышева Т. А. «Креативность. Диагностика и развитие», Монография – Спб: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002 – 205с.

5. Белова Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

6. Бердяев Н. А. «Смысл творчества», электронный вариант работы, Интернет.

7. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128 с.

8. Богоявленская Д. Б. Аннотация «Одаренность и проблемы ее идентификации», электронный вариант работы, Интернет.

9. Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1997.

10. Воронин А. Н. Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Отв. ред. А.Н. Воронин. - М., 1999. - 289 с.

11. Выготский Л. С. «Психология развития человека», Собрание работ, Изд-во Питер, 2002 г.

12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.

13. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4.

14. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с.

15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1968 – 240 с.

16. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978 – 180-205 с.

17. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.

18. Диагностика творческих способностей, методологическое пособие, Щадринск, 97

19. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. СПб., 1991

20. Дружинин В. Н. «Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие». М.: Per Se, СПб.: Иматон-М, 2001.

21. Дружинин В. Н. «Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений», электронный вариант, Интернет.

22. Дьяченко О. М. «Одаренный ребенок»/под ред. - М; 1997 г.

23. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. //Вопросы психологии. – 1988 – № 6 – 52-59 с.

24. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997

25. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

26. Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. - пед. техникумов. – М.: Высш.шк., 1989.

27. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1999.

28. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. //Дошкольное воспитание. – 1971 – № 2 – 41-46 с.

29. Киселева Е. А. «Основные концепции творческих способностей», работа МПГУ.

30. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей, М.,1992.

31. Конькова Е.А., Популярная история живописи. М.,2002

32. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979 – 99 с.

33. Кривицкий К.Е. Школьникам об эстетике. М. 1979.

34. Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у школьников. М., 1988 .

35. Кудрявцев В. Т. Интернет-доклад «Креативный потенциал ребенка».

36. Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999.

37. Лебедева Л. А. «Репрезентация творческих способностей в сознании учителей старших классов», электронный вариант работы, Интернет.

38. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971 – 415 с.

39. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.

40. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.- М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.

41. Немов Р. С. Психология. Учеб. Для студентов высших, педагогических, учебных, заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1997.

42. Общая психология / Под ред. Богословского В. В. – М., Просвещение, 1981.

43. Общая психология / Под ред. Петровского А. В. – М., просвещение 1986

44. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995.

45. Петров Г.Д. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983

46. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопр. психологии. 1996. N 4. С. 14-24.

47. Поддьяков А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. М.: Российское психологическое общество. 1998.

48. Поддьяков Н. Н. Творчество и проблемное обучение дошкольников Дата выхода: 11.11.2002, информация с сайта: http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=3&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=271

49. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. / Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.

50. Прокофьева Э. «Психология детского творчества», статья с сайта «7я.ру»

51. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. Научный редактор Кротков Е. А. Москва, 1997.

52. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

53. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Под ред. К.В. Сельченок. М., 1999.

54. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 1999 – 25-44 с.

55. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства, М., 1982.

56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В2т. Т1. М. 1989.

57. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., МГУ, 1973.

58. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. //Психология младшего школьника. – М., 1960 – 128-147 с.

59. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. – Л., 1947 – 80 с.

60. Сафонцева С. В. «Особенности взаимосвязи интеллектуальных и креативных способностей у интровертов и экстравертов», Россия, Москва, Институт психологии РАН

61. Сафонцева С.В. «Взаимоотношения личностных особенностей, типов креативности и предпочтения определенного вида творческой деятельности», электронный вариант работы, Интернет

62. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 1999г.

63. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Уч. пос. -Рн/Д:Феникс,2004.-672с.-(Высш.обр.)

64. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9—20.

65. Ткемаладзе А. Вопросы эстетического воспитания. М., 1993

66. Трифонова И. Г., Воронин А. Н. «Влияние совпадения экстраверсии-интроверсии учителя и ученика на уровень развития креативности», Россия, Москва, Институт психологии РАН

67. Уроки развития воображения. – М., 2000 – 44-73 с.

68. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64-70, с.75-87.

69. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983.

70. Юркевич В.С. «Одаренность: иллюзии и реальность».

Похожие работы на данную тему