ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода к рыночным отношениям анализ деятельности ком-мерческих предприятий приобретает все большее значение. Для проведения анализа необходимо комплексно изучить деятельность коммерческого пред-приятия с целью объективной оценки результатов и выявления возможностей дальнейшего повышения эффективности хозяйствования.
Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики. Коммерческая деятельность связана с торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью полу-чения прибыли.
Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предприниматель-ство. Предпринимательство – это организация экономической, производствен-ной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринима-тельство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокат-ской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предприниматель-ской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле—продаже товаров, сы-рья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы коммерче-ской деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.
Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой об-ширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организа-ций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Структура основных фондов предприятия
Источниками информации для оценки имущественного состояния предпри-ятия являются форма № 1 “Баланс предприятия”, ф.№ 5 “Приложение к бухгал-терскому балансу”, ф.№ 11 “Отчет о наличии и движения основных средств”, данные о переоценке основных средств, инвентарные карточки учета основных средств. Рассмотрим в таблице 15 процесс движения основных средств в ООО “Веско” в разрезе квалификационных групп по данным ф.№ 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу”
Таблица 1
Динамика наличия и движения основных средств, тыс. руб.
Вид основ-ных средств Год Наличие на нача-ло года Поступило за год Выбыло за год Наличие на ко-нец года
Тыс. руб. Доля, % Тыс. руб. Доля, % Тыс. руб. Доля, % Руб. Доля, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Здания 2002 0 0,0 - - - - 0 0,0
2003 0 0,0 - - - - 0 0,0
2004 0 0,0 - - - - 0 0,0
Сооружения 2002 0 0,0 - - - - 0 0,0
2003 0 0,0 - - - - 0 0,0
2004 0 0,0 - - - - 0 0,0
Передаточ-ные устрой-ства 2002 0 0,0 - - - - 0 0,0
2003 0 0,0 - - - - 0 0,0
2004 0 0,0 - - - - 0 0,0
Машины и оборудование 2002 257 59,4 27 81,8 23 69,7 261 60,3
2003 261 60,3 186 38,7 19 35,2 428 49,8
2004 428 49,3 164 42,8 80 39,2 512 49,3
Транспорт-ные средства 2002 84 19,4 - - - - 84 19,4
2003 84 19,4 129 26,8 16 29,6 197 22,9
2004 197 22,9 169 44,1 72 35,3 294 28,2
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Инструменты и инвентарь 2002 90 20,8 - - 10 30,3 80 18,5
2003 80 18,5 136 28,3 16 29,6 200 23,3
2004 200 23,3 8 2,1 48 23,5 160 15,4
Библиотеч-ный фонд 2002 0 0,0 - - - - 0 0,0
2003 0 0,0 - - - - 0 0,0
2004 0 0,0 - - - - 0 0,0
Другие виды основных средств 2002 2 0,4 6 18,2 - - 8 1,8
2003 8 1,8 30 6,2 3 5,6 35 4,1
2004 35 4,1 42 11,0 4 2,0 73 7,0
ИТОГО 2002 433 100,0 33 100,0 33 100,0 433 100,0
2003 433 100,0 481 100,0 54 100,0 860 100,0
2004 860 100,0 383 100,0 204 100,0 1039 100,0
Данные табл. 1 показывают, что в течение анализируемого периода в структуре основных фондов предприятия происходили изменения, связанные с выбытием основных фондов и их приобретением по различным статьям. Об-щая стоимость основных фондов за 2004 г. увеличилась на 179 тыс. руб. За от-четный год было приобретено основных средств на сумму 383 тыс. руб., а вы-было на 204 тыс. руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ Арман Дайан и др. - М.: Экономи-ка, 2002.
2 Болт Т. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. – М., 2003.
3 Валаева Т.Ф., Коростелёва Е.М., Рабинович Б.Д., Хруцкий Е.А. Экономика, организация и планирование производства. - М: Экономика, 2003.
4 Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр, 2004.
5 Котлер Ф. Основы маркетинга. Санкт-Петербург: АО "КОРУНА", АОЗТ "Литера плюс". 2004.
6 Наумов В.Н. Маркетинг сбыта. – М., 2003.
7 Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. - М.: ФиС, 2003.
8 Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.: Бан-ки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
9 Панкратов А.П. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2003.
10 Пигунова О.В., Аниськова О.Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятий розничной торговли. – М., 2004.
11 Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра-М, 2003.
12 Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. – М.: Международные отношения, 2002.
13 Соломатин А.М. Экономика и организация деятельности торгового пред-приятия. – М., 2003.
14 Экономика торговли: Б.А.Соловьев, Л.А.Алькевич, В.И.Андросов и др. - М.: Экономика, 2003.
15 Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А.И.Гребнев, Ю.К.Баженов, О.А.Габриэлян и др. - М.: ОАО “Издательство “Экономика”, 2004.