ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что переход от административ-но-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы России и ее основного звена – бюджетной системы. В настоящее время новая бюджет-ная система России находится в стадии становления, отрабатывается законо-дательный механизм перераспределения компетенции между федеральной и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.
Как отмечается в работе «Бюджетная система РФ» под ред. Романов-ского М.В., Врублевской О.В. «…существует серьезное отставание теорети-ческих разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России. Это вызывает и чисто практические трудно-сти, возникающие в ходе осуществления бюджетного процесса в принципи-ально новых для России условиях». Поэтому рассматриваемая тема имеет и практическую значимость.
В условиях СССР вопросы формирования, утверждения и исполнения бюджета интересовали сравнительно узкий круг профессионалов, сейчас эта проблема волнует не только специалистов, но и многочисленную группу на-логоплательщиков, для которых далеко не безразлично, на какие цели пойдут и насколько эффективно для всего населения будут использованы налоговые поступления.
Бюджет — центральное звено финансовой системы, в лю¬бом государ-стве он включает: налоги, займы, рас¬ходы и т.д. Сущность этих категорий не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Сегодня бюджет необходим каждому государству для удовлетворе¬ния общественных потребностей в денежном фонде.
2 РОЛЬ И МЕСТО РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Сущность роль региональных финансов
Финансы региона – это денежные ресурсы и потоки в их наличной или безналичной форме, которые обеспечивают нормальный с точки зрения по-требностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования, а также социально приемлемый уровень населения.
Финансы региона - это «слепок» с его экономики, его производствен-но-экономической и ресурсной базы.
Вместе с тем, финансы региона - неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном – региональном или местном – уровне федеративной структуры государства с учетом сложив-шейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и от-ветственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправле-ния.
Финансы региона должны способствовать развитию производства, рос-ту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы ре-гиона в их социальной функции должны обеспечить необходимыми жизнен-ными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причи-нам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход. В настоящее время за-метна тенденция к усилению социальных функций региональных финансов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс РФ. Официальный текст по состоянию на 20.01.2004 г. М.: ОМЕГА-Л, 2004.
2. Областной закон Воронежской области № 224-03 от 15.12.2003 г. «Об областном бюджете на 2004 г.»
3. Приложение 37 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ "Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации"
4. Приложение 6 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ "Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федера-ции".
5. Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год»
6. Бюджетная система РФ. Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. М.: Юрайт, 2000.
7. Бюджетная система РФ/Под ред. Поляка Г.Б. М.: ЮНИТИ, 2002.
8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финан-сы. М.: ЮНИТИ, 1999.
9. Болотин В.В. О минимальных муниципальных бюджетах // Финансы. 2001. № 7. С. 28.
10. Бюджет страны – суть и содержание государственной политики (с расширенного заседания коллегии Минфина РФ)// Финансы. 2001. № 5. С.3.
11. Волков А.А. реализация территориального интереса в бюджетном фе-дерализме//Финансы.2001. № 9. С.14.
12. Воронин Ю. Бюджет 2004: что за профицитом?//Российская федерация сегодня. 2004. № 20. С.47-48.
13. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. Учебное пособие. С-Пб, Питер, 2001.
14. Волков В.Н. Итоги социально-экономического развития России в 2000-2002 гг. и прогнозируемые параметры в 2003 г. // Деньги и кредит. 2003. № 3. С.4.
15. Годин А.М., Поднорина И.В. Бюджет и бюджетная система России: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2001.
16. Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Бюджетная реформа: взгляд с позиции ре-гиона// Финансы.2002. № 4. С.19.
17. Данчикова Г. Бюджетный федерализм//Экономист. 2001. № 6. С.38.
18. Замятина Н.В. О межбюджетных отношениях в РФ//Финансы. 2001. № 11. С. 24.
19. Иванова О.Б. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: противоречия и реалии//Финансовые исследования. 2000. № 1.
20. Казаков В.А. Межбюджетные отношения здравого смысла//Финансы. 2001. № 2. С.34.
21. Колесов А.С. Финансовая политика субъекта РФ: цели, ресурсы и пу-ти//Финансы. 2002. № 7. С.39.
22. Лавров А., Климанов В., Онищенко В. Перспективы реформирования бюджетной системы на региональном уровне//Экономист. 2001. № 8. С. 45.
23. Максимова Н.С. О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года// Финансы. 2001. № 10. С.5.
24. Мальков Е. Приоритеты нового года определены//Воронежские ведо-мости.2003. №.50. С.2.
25. Нестеренко Т.Г. основные принципы межбюджетных отноше-ний//Финансы. 2001. № 11. С.21.