Введение
Актуальность проблемы муниципальных образований, бюджетного процесса в муниципальных образованиях существует уже не первый год.
Реформы и преобразования в политической, экономической, социальной сферах поставили много новых проблем перед администрациями муниципальных образований. Прежняя экономическая система с привычными ценностями и подходами к решению проблем, с устоявшимися технологиями принятия решений, когда муниципалитеты служили лишь проводником финансовых средств из “центра” ушла в прошлое. Муниципальные образования получили определенную политическую и экономическую самостоятельность, но реформирование межбюджетных отношений явно запаздывает по отношению к экономическим и политическим реформам. Муниципальные образования оказалось не готовым к новым реалиям, причем не столько в сфере решения практических вопросов, сколько в формировании и оценке финансовых ресурсов и выборе стратегии развития муниципального образования.
Идущая в Российской Федерации реформа системы межбюджетных отношений, по своей сути, предусматривает постепенный переход к нормативной оценке потребностей бюджетов разного уровня с целью определения финансовой помощи. Условия предоставления и использования финансовой помощи из федерального бюджета будут устанавливаться федеральным законодательством, а также соглашениями между федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Цель работы: исследование бюджетного процесса в муниципальных образованиях региона (на примере Ленинградской области)
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические вопросы, связанные с местом муниципальных образований в бюджетной системе РФ;
2. Раскрыть понятие финансовой системы муниципальных образований, видов местных бюджетов.
3. Изучить организацию бюджетного процесса в Ленинградской области
4. Определить влияние уровня социально-экономического развития на межбюджетные отношения в области.
Прикладные задачи работы состоят в анализе межбюджетных отношений в Ленинградской области определении бюджетных характеристик и оценке уровня социально-экономического развития муниципальных образований.
Объектом исследования являются межбюджетные отношения между уровнями государственной власти.
Предметом исследования являются качественные и количественные показатели, характеризующие межбюджетные отношения.
Информационной основой работы явились материалы периодической литературы, нормативно-правовые документы по организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях, а также материалы отдела экономических основ местного самоуправления Комитета по экономике и инвестициям Правительства Ленинградской области. Ее результатом стала подготовка одного из разделов (состояние сферы здравоохранения в муниципальных образованиях Ленинградской области) аналитического отчета о влиянии региональных целевых программ на изменение социально-экономического состояния Ленинградской области за 2001 – 2005 гг.
Временные параметры используемых в работе материалов лежали в пределах 2001 – 2005 годы. Это позволило дать более репрезентативную оценку и показать более четко динамику бюджетных процессов в муниципальных образованиях Ленинградской области.
Глава 3. Уровень социально-экономического развития и бюджетный процесс в муниципальных образования Ленинградской области
3.1. Значение рейтинговой оценки муниципальных образований
Важнейшим условием успешного развития экономики является наличие инвестиций, как в масштабах страны, так и отдельных субъектов федерации. Причем для регионов, в отличие от предприятий, инвестиции имеют во многих случаях большее значение, поскольку от них зависит не только рост экономического потенциала, но и состояние социальной сферы, определяющей, в том числе и политическую ситуацию. Понимая развитие, как процесс перехода из одного состояния в другое, возникает необходимость описания как начального, так и конечного состояния. Однако большое разнообразие бюджетной и статистической отчетности, а также неформализуемых объективных и субъективных факторов затрудняет выбор показателей для получения обобщенной оценки состояния муниципального образования.
В мировой, да и в отечественной практике, с целью определения, например, ведущих товаропроизводителей, кредитоспособности заемщиков, инвестиционной привлекательности широко применяются различного рода рейтинговые оценки. В некоторых случаях присваивается рейтинг в виде буквенно-цифрового кода. В других предусматривается оценка относительной кредитоспособности, позволяющей провести сравнение различных субъектов между собой. Очень часто рейтинг представляет собой занимаемое субъектом место, например, по объему производства.
Список литературы
Законодательные и нормативные акты
1. Конституция РФ.-М.: Юридическая литература,1993.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с последними изменениями от 02 ноября 2004 г.). Официальный текст по состоянию на 25 марта 2005 г.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с последними изменениями от 23 декабря 2003 г.). Официальный текст по состоянию на 21 марта 2005 г.
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"
6. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с последними изменениями от 6 мая 2003 г.)
7. Закон РФ “ Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономий, и городов Москва и Санкт-Петербург” от 15 апреля 1993 г. № 4807-1
8. Закон Ленинградской области “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ленинградской области” № 11-оз от 22 апреля 1996 года
9. Закон Ленинградской области "Об областном бюджете Ленинградской области на 2003 год" N 73-оз от 31 декабря 2004 г. (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 24 декабря 2004 года)
10. Закон Ленинградской области "Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год" N 57-оз от 21 декабря 2001 г (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 24 декабря 2001 года)
11. Постановление губернатора Ленинградской области. "Об утверждении методики расчета потенциала доходов консолидированного бюджета Ленинградской области на планируемый финансовый год" N 170-пг от 15 августа 2004 г
12. Постановление Правительства Ленинградской области «Об организации мониторинга социально-экономического уровня Ленинградской области» от № 147от 22 августа 2004 года.
Монографии
Статьи
Аналитические материалы
13. Акмалова А.А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации.-M.: Прометей, 2003.-227с.
14. Анализ бюджета Ленинградской области за 2004 год//Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Аналитический отчет.-Спб.,2003
15. Анализ бюджета Ленинградской области за 2001 год//Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Аналитический отчет.-Спб.,2004
16. Анализ бюджета Ленинградской области за 2000 год//Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Аналитический отчет.-Спб.,2001
17. Анализ уровня социально-экономического уровня за 2004// Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Аналитический отчет.-Спб.,2003
18. Бараховский А., Дмитришина А., Климанов В. Инструменты реформы бюджетной системы на муниципальном уровне// Федерализм.-2003-№3.-160 с.
19. Васюнина М.Л. Реформа местного самоуправления и развития бюджетного законодательства РФ: приоритеты и перспективы//Финансы и кредит.-2003.-№12.-С.65-71
20. Вахрин. П.И. Бюджетная система РФ: Учебное пособие.- М., 2004
21. Воронин А. Финансы муниципального образования //Федерализм -2004.-№ 3, С.48-55
22. Гараджа М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне.- М.: Фонд «Институт экономики города»,2004.-С.33
23. Глазырин М.В. Муниципальная самоорганизация: Основное звено территориального хозяйствования и самоуправления.- М.: Наука,2003.-159с.
24. Годин А. М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ.-М.: Городец-издат, 2004.-87с.
25. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,2001.-С.34
26. Золотаренко С.Г. Финансовые ресурсы региона. – Новосибирск.: НГАЭиУ,2003.-С.66-69
27. Иванов В.В. К вопросу концепции территориального образования//Государство и право.-2003.-№11.-66с.
28. Иванов Е.Г. Факторы социально-экономического развития МО как объект управления инвестициями// Муниципальная экономика.-2004-№ 1.-С.2-9
29. Иванова О.Б. Финансовая стабилизация муниципальных образований в условия развития бюджетного федерализма: Монография.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ,2004.-215с.
30. Игонина Л.Л. Принципы организации муниципальных финансов//Финансы.-2003.-№18.-С.15-19
31. Игудин Е.Г. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ.-Спб.,2003.-232с.
32. Кирпичников В.А. Финансовые и правовые проблемы местного самоуправления//Финансы.-2003.-№9.-С.11-15
33. Кузнецов В.В. Социально-экономические проблемы развития регионов и муниципальных образований: Аналитический обзор. -Ульяновск: УлГТУ,2004.-134с.
34. Лавров А.А. К вопросу об оценке доходов местных бюджетов в рамках реализации реформы местного самоуправления//Муниципальная власть.-2004-№1-2. -С.23-27
35. Лавров А.А. Экономические границы политического выбора// Муниципальная власть.-2003-№3-4.-С. 6-8
36. Максимов А.В. Бюджетно-финансовое равновесие муниципального образования.- М.: Финансы.2003.-294с.
37. Мартынов М.Ю.Местное сообщество и социально-экономическая основа местного самоуправления//СОЦИС.-2003.-№8.-С.50-53
38. Материалы доклада Конгресса муниципальных образований РФ//Муниципальная власть.-2003-№7-8.-с.8-19
39. Мысляева И.Н Государственные и муниципальные финансы.- Москва.: ИНФРА-М,2003,-С.55
40. Нестеров В.В. Налоговые доходы местных бюджетов и развитие межбюджетных отношений.-М.: Вуз и школа.2003.-111с.
41. Парциков Л.Л. Что нового кодекс нам готовит//Муниципальная экономика.-2003-№1.-С.28-30
42. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ.-М.: ЮНИТИ,2003
43. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учеб. Пособие.-М.: Вузовский учебник, ВЗФЭИ,2003.-479с.
44. Пронина Л.И. Местное самоуправление и межбюджетные отношения//Финансы.-2003.-№8.-С.10-14
45. Рыжков. В.Перспективы развития федерализма и местного самоуправления в связи с их реформой// Муниципальная власть-2003.-№7-8.-С 19-22
46. Рябцев В.М. Социально-экономическое развитие муниципальных образований: Монография. -Тольятти: ТГИ,2004.-130с.
47. Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского.М.: ИНФРА-М,2004.-249с.
48. Соловьев С.Г. Муниципально- властные институтыы местном самоуправлении РФ -Спб.: Юридический центр Пресс,2003.-330с.
49. Сомоев Р.Г. Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений в РФ.-Спб.: СпбГУЭиФ,2001.- 124с.
50. Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы.-2001.-№ 11.-С.12-18
51. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы.- М.: Дело,2004 .-149с.
52. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов.- М.: Юрист,2003.-319с.
53. Шевырова Н.И. Мониторинг развития муниципальных образований//Управа.-2003.-№9.-С.21-33
54. Юркова С.Экономические границы политического выбора//Муниципальная власть.-2003-№3-4.-С.24-29