Дипломная по теме: Государственное регулирование межбюджетных отношений

Название работы: Государственное регулирование межбюджетных отношений

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

79 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ: СУЩНОСТЬ,

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 8

1.1. Бюджетная классификация 8

1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 11

1.3. Доходы и расходы бюджетов 12

1.4. Межбюджетные отношения 29

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ АСПЕКТЕ 30

2.1. Бюджетный федерализм 31

2.1.1. Федеральный бюджет как инструмент региональной

политики 35

2.1.2 Бюджетно-налоговые отношения и их регулирование 38

ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ 44

3.1. Межбюджетные отношения регионов и муниципальных образований 44

3.2. Специфика межбюджетных отношений на примере Саратовской области 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Краткий справочник терминов 73

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 76

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется тем, что данная работа посвящена такой проблеме современной экономики России как государственное регулирование межбюджетных отношений. По тематике межбюджетных отношений за последнее десятилетие издано много разнообразной литературы, при этом межбюджетные отношения среди других проблем российского федерализма наиболее часто рассматриваемое в научной литературе направление. Вместе с тем необходимо отметить, что методологическая основа межбюджетных отношений, как финансовой стороны российского федерализма, находится все еще в стадии становления.

По определению, федерализм вообще можно рассматривать как отношения в государстве с федеративным устройством между центральными органами власти и органами власти субъектов Федерации по поводу полномочий и функций, разграниченных между ними, исходя из задачи сочетания принципов централизма и децентрализма в той мере, в какой они в наибольшей степени обеспечивают единство общественных интересов и интересов населения, проживающего на территории субъектов Федерации и входящих в них административно-территориальных образований.

Сочетание этих интересов и разграничение полномочий в финансовой сфере и составляют суть бюджетного (бюджетно-налогового) федерализма. Бюджетный федерализм выражает эти же отношения на той же основе в части разграничения бюджетных прав и полномочий, налогов и расходов между федеральными бюджетами и бюджетами субъектов Федерации, а также внутри последних, между региональным бюджетом и местными бюджетами.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также с населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

3.2. Специфика межбюджетных отношений на примере Саратовской области

Изменения в бюджетном и налоговом законодательстве России, вступившие в действие в 2001 г., существенным образом меняют характер взаимоотношений между уровнями бюджетной системы. Высокая концентрация средств в федеральном бюджете на стадии первичного распределения налогов по вертикали бюджетной системы значительно увеличивается. Регионы же, сохранив за собой основную массу расходных обязательств, теряют значительную часть налоговых источников, что ведёт к увеличению зависимости от федерального бюджета.

Несмотря на то, что выпадающие доходы субъектов Федерации в связи с централизацией НДС в федеральном бюджете возмещаются в целой по регионам путём перераспределения через созданный в федеральном бюджете Фонд компенсаций, не всем из них они восполняются в полной мере. В частности, это касается консолидированного бюджета Саратовской области, в доходах которого эти средства в 2001 г. составят 7,6%, в то время как поступления по НДС за 1999-2000гг. давали порядка 11%. Сокращается доля трансфертов, перечисляемых этому региону из федерального бюджета, с 12% в 1999 г. до 8,8% в 2001 г.

Создание с 2001 года в федеральном бюджете Фонда компенсаций за счет централизации 15% НДС, ранее зачислявшегося в бюджет субъектов Федерации, можно рассматривать по-разному. С одной стороны, обеспечивается частичное перераспределение бюджетных ресурсов от наиболее обеспеченных (в силу высокой концентрации налоговой базы по НДС) регионов в пользу остальных субъектов РФ, что способствует уменьшению межрегиональных различий в бюджетной обеспеченности регионов. Но с другой стороны, усиление концентрации средств в федеральном бюджете ведет к росту встречных финансовых потоков. НДС является одним из самых крупных регулирующих налогов, централизация которого и передача части его регионам строго по целевому назначению, определяет и регулирует функцию этого налога. Кроме того, такое его перераспределение в бюджетной системе не решает проблемы регионов в части погашения накопившейся задолженности. Тем более, что поступления в погашение недоимки по НДС зачисляются в федеральный бюджет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Российская Федерация. Министерство Финансов. О бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ от 6.01.98 г. № 1н // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. - № 3. - 1998.

2. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Программы сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы: Постановление от 13.08.1997 г. № 1003 // Собрание законодательства РФ. - 18.08.1997. - № 33. - ст. 3891.

3. Российская Федерация. Правительство. О мерах по укреплению финансовой дисциплины: Постановление от 12.05.1998 г. № 438 // Собрание законодательства РФ. - 18.05.1998. - № 20. - ст. 2154.

4. Российская Федерация. Президент. Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины: Указ от 8 мая 1996 г. № 685 // Собрание законодательства РФ. - 13.05.1996. - № 20. - ст. 2326.

5. Об инвестиционном налоговом кредите: Федер. Закон от 12.041993 г. №с 45 // Закон. - № 6. - 1993.

6. О бюджетной класси¬фикации: Федер. Закон от 15.08.96 Минфин приказом от 25.05.99 № 38н // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - ст. 3338.

7. О Федеральном бюджете на 1998 год: Федер. Закон от 26.03.98 № 42-Ф // Собрание законодательства РФ. - 30.03.1998. - № 13. - ст. 1464.

8. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. Закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ (ред. от 09.07.1999, с изм. от 30.12.2001) // Собрание законодательства РФ. - 29.09.1997. – № 39. - ст. 4464.

9. Алимурзаев, Г. Новые доктринальные подходы к межбюджетным отношениям и бюджетная политика федерального правительства / Г.Алимурзаев, В. Хижняков//Рос.эконом.журн. – 2001. – №9. – С. 17-25.

10. Алимурзаев, Г. Межбюджетное управление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики / Г.Алимурзаев // Рос.эконом.журн. – 1999. – №3. – С. 22-23.

11. Анисимов, С.А. К вопросу о реализации бюджетных принципов /С.А.Анисимов//Финансы. – 2002. - №12. – С.31.

12. Астапов, К.Л. Методы учета доходов и расходов федерального и региональных бюджетов / К.Л.Астапов.//Финансы. – 2002. - №5. – С.9.

13. Астапов, К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике /К.Л.Астапов//Финансы. – 2002. - №10. – С.9.

14. Артемьева, С. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях /С.Артемьева//Вопр. экономики. – 2002. – №5. – С. 137-143.

Похожие работы на данную тему