Введение:
Государство в процессе своего функционирования осуществляет поли-тическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокуп-ность государственных мероприятий по использованию финансовых отно-шений для выполнения государством своих функций представляет собой фи-нансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой поли-тики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и тамо-женная политика. Бюджетная политика является одним из активных инстру-ментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика госу-дарства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участ-ников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюд-жета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвер-ждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджет-ных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).
До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регла-ментирующим бюджетный процесс России, являлся Закон РСФСР “Об осно-вах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР” от 10.10.91 № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (ре-шений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министер-ствами финансов РФ и субъектов РФ).
Глава 3:
Принятием Федерального закона «О внесении изменений в Бюджет-ный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» от 20.08.04 г. № 120-ФЗ завершилось формирование федераль-ной нормативно-правовой базы новой системы межбюджетных отношений , принципы и основные элементы которой были определены Программой раз-вития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 г. № 584. В 2004-2005 гг. должна быть сформирована новая регио-нальная нормативно-правовая база регулирования межбюджетных отноше-ний в субъектах Федерации. В статье рассмотрены возможные варианты дей-ствий ре¬гиональных органов власти по формированию этой базы в соответ-ствии с общими принципами и требованиями федерального законодательст-ва.
Регулирование межбюджетных отношений в регионах
Новая редакция Бюджетного кодекса РФ, реализуя принципы и тре-бования, сформулированные в законе «Об общих принципах организации местного самоуп¬равления в Российской Федерации», содержит более деталь-ное регулирование межбюджетных отношений в субъектах Российской Фе-дерации, в том числе целый ряд норм и требований прямого действия. В то же вре¬мя для регионов сохраняется достаточно широкая сфеера регулирова-ния, включая определение порядка (методик) соответствующих расчетов, в значительной степени влияющих на качество межбюджетных отношений (таблица 1)!
Заключение:
Структура и этапы бюджетного процесса в цивилизованных странах, независимо от их общественно – политической формации, не имеют принци-пиальных расхождений. Однако технологические приемы, сопровождающие эти этапы. Безусловно, разнообразны и различаются даже по регионам. Пред-ставляется принципиально важным определение и использование таких спо-собов формирования и исполнения бюджета, систем государственного фи-нансового контроля, которые в конкретных экономических условиях позво-ляет эффективно распорядится бюджетным потенциалом как страна в целом, так и в регионе.
Развитие бюджетной системы современной России осложняется отсут-ствием эффективного методологического и правового ее обустройства. Необ-ходимы объективная управляемость каждым из этапов бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии бюджетной поддержки территорий и финансирования различных сфер деятельности страны. Для этого требуются разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соот-ветствующей экономическим условиям, прогнозируемым на ближайшие 10 – 15 лет, и обеспечивающей четкое согласованное взаимодействие ее элемен-тов. Нужны такие механизмы бюджетной деятельности, которые могут дос-тичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.