ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регу-лирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической поли-тики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осу-ществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизо-ванные и воздействует на формирование децентрализованных фондов средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финан-сов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, явля-ясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, да-ет политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приори-тетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
В нынешних условиях возможности субъектов Федерации маневрировать на основе собственной бюджетной базы весьма ограничены нерешенностью многих проблем, в том числе неотрегулированностью бюджетных отношений между Федерацией и ее субъектами. Это нередко приводит к тому, что руково-дство субъектов вместо поиска дополнительных внутрирегиональных бюджет-ных поступлений стремится к получению большей доли федеральных налогов за счет других регионов или просто уклоняется от отчислений доходов в феде-ральный бюджет. Некоторые из субъектов Федерации, имеющие возможность наращивать собственную доходную базу, предпочитают идти по пути перерас-пределения средств федерального бюджета. Тем самым неоправданно возраста-ет нагрузка на федеральный бюджет (что реально означает нагрузку на бюдже-ты узкого круга регионов), снижаются его возможности оказывать содействие действительно нуждающимся в помощи субъектам Федерации.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И
ПУТИ ЕГО СНИЖЕНИЯ
2.1. Причины возникновения бюджетного дефицита
В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости национального дохода, распределяемого и используемого в соот-ветствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности тру-да, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроиз-водства и удовлетворения общегосударственных потребностей.
Распределение части национального дохода через государственный бюд-жет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денеж-ных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других сово-купных потребностей общества, путем перераспределения средств между от-раслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяй-ства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйст-венном секторе, в торговле и т.д.
Пропорции национального дохода, распределяемого через государствен-ный бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем развития производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах общественного развития.
Так, на первых этапах строительства социалистического государства рас-пределение национального дохода было подчинено максимальному сосредото-чению фонда накопления в руках государства для обеспечения развития тяже-лой промышленности и укрепления обороны страны. Накануне периода инду-стриализации через государственный бюджет перераспределялась примерно одна четвертая часть национального дохода. В годы, предшествующие Великой Отечественной войне, и в послевоенный период доля национального дохода, перераспределяемого через бюджет, составляла более 60% его величины, при-чем происходило его интенсивное перераспределение между отраслями произ-водства (главным образом между промышленностью и сельским хозяйством), колхозным и государственным секторами экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
1. ФЗ от 26.01.2001 № 42-Ф «О Федеральном бюджете на 2001 год»
2. ФЗ от 29.12.2001 № 42-Ф «О Федеральном бюджете на 2002 год»
3. ФЗ от 18.12.2002 № 42-Ф «О Федеральном бюджете на 2003 год»
4. ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Феде-рации».
5. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации»
6. Закон УР «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Удмуртской Республике» от 26.12.93 № 1366-XII
7. Закон УР от 27.12.2002 № 1445 «О бюджетной системе Удмуртской Респуб-лики на 2003 год»
8. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федера-ции на 2000-2005 г.г. // Вопросы экономики, 2000, № 1.
9. Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики, 2003, № 7.
10. Об итогах исполнения федерального бюджета за 2002 г. и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2003 г. (решение расширен-ной коллегии МФ РФ от 20.02.2003 г.) // Финансы, 2003, № 4.
11. О финансовых основах местного самоуправления и формировании бюдже-тов муниципальных образований в 2003 году (Решение Совета по местному самоуправлению РФ) // Финансы, 2003, № 11.
12. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2003, № 11
13. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1995-2003 гг. // Вопросы экономики, 2004, № 2.
14. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 2003, № 3.
15. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепури-на, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 2003.
16. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2003, № 5.
17. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Россий-ской Федерации // Финансы, 2003, № 6.
18. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы, 2003, № 11.
19. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2003, № 5.
20. Петров В.А. Бюджет-2003: приоритеты и финансовые механизмы экономи-ческого роста // Финансы, 2002, № 11.
21. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2005 года // Финансы, 2002, № 5.
22. Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории // Финансы, 2003, № 6.
23. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 2003, № 3.
24. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.
25. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и стати-стика, 2003.
26. Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюдже-тов в России // Финансы, 2003, №№ 5,6.
27. Экономическое обозрение: Финансовые рынки. – 2003, № 7, - М., Диалог-Банк.
28. Экономическое обозрение: Макроэкономика. – 2003. № 9 - М., ДиалогБанк.
29. Экономическое развитие России в 2003 году // Вопросы экономики, 2004, № 3.