Дипломная по теме: Бюджетный дефицит в регионе и проблемы его ликвидации

Название работы: Бюджетный дефицит в регионе и проблемы его ликвидации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

95 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В ФИНАНСИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6

1.1. ДОСТИЖЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ 6

1.2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 11

1.3. КОНСОЛИДАЦИЯ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА РЕШЕНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ УПРОЧНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТА 16

1.4. СИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНОВ 35

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ПУТИ ЕГО СНИЖЕНИЯ 43

2.1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 43

2.2. ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 50

2.3. ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 53

2.4. ИЗМЕНЕНИЯ В РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 54

2.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ 59

2.6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 62

3. АНАЛИЗ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕГИОНАХ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 67

3.1. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИЖЕВСКА И СОСТОЯНИЯ ЕГО ДЕФИЦИТА 67

3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА Г. ИЖЕВСКА И ЕГО СНИЖЕНИЯ 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93

ПРИЛОЖЕНИЯ 95

Выдержка:

Введение:

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регу-лирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической поли-тики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осу-ществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизо-ванные и воздействует на формирование децентрализованных фондов средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на него функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финан-сов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, явля-ясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, да-ет политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приори-тетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

В нынешних условиях возможности субъектов Федерации маневрировать на основе собственной бюджетной базы весьма ограничены нерешенностью многих проблем, в том числе неотрегулированностью бюджетных отношений между Федерацией и ее субъектами. Это нередко приводит к тому, что руково-дство субъектов вместо поиска дополнительных внутрирегиональных бюджет-ных поступлений стремится к получению большей доли федеральных налогов за счет других регионов или просто уклоняется от отчислений доходов в феде-ральный бюджет. Некоторые из субъектов Федерации, имеющие возможность наращивать собственную доходную базу, предпочитают идти по пути перерас-пределения средств федерального бюджета. Тем самым неоправданно возраста-ет нагрузка на федеральный бюджет (что реально означает нагрузку на бюдже-ты узкого круга регионов), снижаются его возможности оказывать содействие действительно нуждающимся в помощи субъектам Федерации.

Глава 3:

Ижевск - столица Удмуртской республики - является муниципальным об-разованием; город расположен в европейской части страны между Волгой и Уралом, его население 654 тысяч человек. Площадь городских земель составля-ет около 30 тысяч гектаров. В Ижевске расположено 49 крупных предприятий, в том числе АО «Ижмаш» , АО «Ижсталь», ГП «Ижевский Механический за-вод», АО «Аксион», АО «Буммаш», АО «Ижнефтемаш». В структуре городско-го промышленного производства преобладает продукция машиностроения и металлообработки- 71%. Налоги с промышленных предприятий дают около 80% поступлений в бюджет Ижевска.

Городской бюджет содержит около 36тысяч бюджетников, работающих, в частности, в 107 школах и лицеях, 76 детских дошкольных учреждениях.

Ижевск подразделен на пять районов, которые, не являются муниципаль-ными образованьями, не имеют свой депутатский корпус, а располагают лишь исполнительной небольшой структурой, руководствующейся в своей деятель-ности сметой доходов и расходов, утверждаемой городской властью. Бюджет города Ижевска расположен на одном счете, открытом в городском Расчетно-Кассовом Центре Национального Банка Удмуртской Республики. Кроме основ-ного счета, имеется еще, валютный счет, на который зачисляется недоимка с предприятий, имеющих валютную выручку. Также при получении мэрией ссуд и кредитов обычно открывается ссудный счет в банке- кредиторе.

Налоговая база города (общая сумма собираемых в соответствии с законо-дательством налогов и сборов во все уровни бюджетной системы) составила в 2003 году примерно 2,2 миллиарда рублей, из которых в бюджет города посту-пило около 1,08 миллиардов (48%). При этом расходы из бюджета города со-ставили около 1,53 миллиарда рублей (справочно: расходы Ижевска, рассчи-танные по нормативам, установленным для бюджетных организаций, превы-шают 5 миллиардов рублей). Дефицит бюджета составил , таким образом, при-мерно 450 миллионов рублей (29 % от расходной части бюджета), профинанси-рованных за счет коммерческих кредитов и бюджетных ссуд.

Общая сумма долга мэрии и бюджетных организаций составила на 01.01.2004 года 485 миллионов рублей, а задолженность перед бюджетом- 631 миллион рублей, из которых 202 миллиона- недоимка, а 429 миллионов- штрафные санкции.

Бюджет развития города составил 67 миллионов рублей, что составило 4,3% бюджета. На взаимозачеты пришелся примерно 431 миллион рублей (28,3%). Еще примерно 143 миллиона рублей (9,3%)- это зачисление векселей определенных серий банков трастового и Евразия, Минфина УР. Расходы на заработную плату бюджетников составило примерно 220 миллионов рублей (14,3%). Поступления от 12 местных налогов составляют более 10%.

Имеется 7 целевых бюджетных фондов (социальной поддержки населения, правопорядок, благоустройства, развития транспорта, реконструкции и разви-тия города и санитарно- эпидемиологического благополучия населения, адми-нистрации города), которые финансируются не

Заключение:

Проведенный в работе анализ исполнения бюджета г. Ижевска подтвер-ждает актуальность выбранной темы, так как финансовые управления (отделы) в городах и районах непосредственно связаны с бюджетными организациями и населением. Именно они в первую очередь, в условиях недофинансирования бюджетных потребностей и роста бюджетного дефицита выдерживают то дав-ление, которое оказывается работниками бюджетных учреждений на управле-ния в связи с недостатком средств по финансированию образования, здраво-охранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Разработка основных финансовой политики города, разработка и исполне-ние бюджета г. Ижевска, совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности, концентрация финансовых ре-сурсов на приобретенных направлениях развития города при дефиците бюд-жетных средств делает выполнение темы настоящей работы актуальным и по-зволяет вскрыть основные результаты в данной деятельности на примере Управления финансов Администрации города Ижевска.

Несовершенство бюджетных отношений, рост недоимки, обусловленный нерешенностью проблемы взаимных неплатежей, сложным экономическим по-ложением предприятий в связи со спадом производства и неплатежеспособно-стью привели к снижению поступлений в бюджет города Ижевска.

В условиях невосполнения дефицита бюджета города, низкой платежеспо-собности предприятий и увеличения объема неплатежей уменьшаются факти-ческие расходы бюджета.

В процессе выполнения работы были изучены основные вопросы по фор-мированию и исполнению бюджета г. Ижевска с анализом существующей за-конодательной и нормативной базы по формированию бюджетов.

Разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне является одной из наиболее сложных проблем бюджетной реформы.

Система местных налогов и сборов является стабильным и самостоятель-ным источником доходов местного бюджета. На территории г. Ижевска приме-няется 12 местных налогов и сборов, но по многим из них отсутствуют отступ-ления в бюджет, а положения по данным источникам не отмечены, что в свою очередь увеличивает и без того объем работы работников налоговых и финан-совых служб. По нашему мнению, целесообразно применять правовое регули-рование порядка установления и взимания местных налогов и сборов на терри-ториях города (района) путем принятия на федеральном уровне Закона “О ме-стных налогах”, который должен поставить практику ведения местных налогов на законодательную правовую основу.

Похожие работы на данную тему