ВВЕДЕНИЕ
Переход на рыночную модель хозяйства обнаружил несоответствие техно-логического, производственного, организационного потенциала предприятий и спроса основных групп покупателей на рынке. Это, в свою очередь, послужило основанием осуществления на предприятиях процесса реструктуризации, и в рамках его - изменение организационной структуры реструктуризируемых предприятий.
Государственное предприятие «Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (ГП ИПОПАТ), являющееся объектом иссле-дования данной работы, в настоящее время представляет собой крупное объе-динение в республиканской системе автотранспортных предприятий по пере-возке пассажиров. Целью данной работы является теоретическое обоснование направлений совершенствования организационной структуры ГП ИПОПАТ, ориентированное на перспективное развития объединения в целом и при этом обеспечивающее гибкость, мобильность и комплексность в решении задач, свя-занных с успешной экономической и производственной деятельностью.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы явля-ются:
анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
изучение теоретических предпосылок совершенствования организацион-ной структуры предприятия;
разработка проекта необходимых изменений в организационной структуре;
экономическая оценка эффективности произведенных изменений.
Как одним из слагаемых элементов успешной деятельности предприятия – наличие структуры управления ИПОПАТ, ориентированной на решение ука-занных задач и получение положительных результатов, что определяет акту-альность выбранной темы и подтверждает практическую значимость и эконо-мическую эффективность выполнения работы.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Факторы, определяющие организационную структуру предприятий
Любое предприятие, в том числе и ГП ИПОПАТ, имеет право на сущест-вование как структура, как организация в том случае, если оно находит более эффективный, чем купля на рынке, способ получения необходимой потребите-лю продукции, т.е. технологию производства и управления.
Но при этом функционирование автотранспортного предприятия происхо-дит во взаимодействии с внешней для него средой - рынками пассажирских ав-топеревозок и ресурсов всех видов: горючесмазочных материалов, тепло- и электроэнергии.
Таким образом, формирование организационной структуры происходит как результат взаимовлияния стратегического замысла собственника и внешних условий.
Под организационной структурой предприятия здесь и далее мы будем по-нимать состав и взаимосвязи всех его подразделений, а также организационно-юридический статус.
Внешняя среда ГП ИПОПАТ формируется в результате взаимодействия массы связанных и не связанных с ним субъектов хозяйственной деятельности - пассажиров, других предприятий, связанных с обеспечением перевозочного процесса, инвесторов, наемных работников, государства. Каждая группа, всту-пая в рыночные сделки, руководствуется определенными побуждениями - мо-тивами. В зависимости от того, насколько важны предприятию те или иные субъекты, оно должно на эти мотивы ориентироваться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предпри-ятий при формах хозяйствования. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2004. – 409 c.
2. Акоф Р., Сасиени М. Основы исследования операций. – М.: Мир, 2003.
3. Афанасьев Л.А., Островский И.В., Цукерберг С.М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. М.:Транспорт, 2003.
4. Боборыкин В.А. Математические методы решения транспортных задач. Л.: СЗПИ, 2004.
5. Геронимус Б.А. Экономико-математические методы в планировании на ав-томобильном транспорте. М.: Транспорт, 2003.
6. Напольский Г.М. Технологическое проектирование АТП и СТО.-М.: Транс-порт, 2003.-213 с.
7. Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №5. – с.28-37.
8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. - 2003
9. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 2003