Курсовая теория по теме: Международная охрана авторских прав

Название работы: Международная охрана авторских прав

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Международное право

Страниц:

14 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. О ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ 4

2. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

В общей теории права под принципами права понимаются основные, руководящие поло-жения, в соответствии с которыми строится правовое регулирование какой-либо области. Принципы права можно подразделить на общие, межотраслевые, отраслевые и институцио-нальные в зависимости от того, на какую сферу, отрасль права, правовой институт распростра-няется действие данного принципа. Таким образом, свои принципы (то есть руководящие, ос-новополагающие положения) есть в каждой отрасли права, каждом правовом институте. Это в полной мере относится и к такому институту международного частного права, как междуна-родная охрана авторских прав.

На указанную сферу распространяются как общие принципы права, так и принципы меж-дународного права, среди них такие основополагающие положения, как невмешательство во внутренние дела государства, их суверенное равенство, мирное разрешение возникающих спо-ров, сотрудничество государств, добросовестное выполнение принятых международных обяза-тельств, уважение прав и свобод человека и др. Иными словами, проблемы, возникающие в свя-зи с соблюдением прав авторов и иных обладателей авторских прав, должны разрешаться стро-го в рамках взаимосогласованных, взаимовыгодных международных договоренностей, направ-ленных прежде всего на защиту интересов авторов.

Необходимо отметить, что в данной сфере существуют и свои собственные принципы, на-личие которых обусловлено спецификой объекта регулирования. Данный вопрос не получил достаточного освещения в литературе. Специальных исследований по проблеме принципов ме-ждународной охраны авторских прав ранее не проводилось. И хотя ряд авторов касались в сво-их работах вопроса о принципах международной охраны авторских прав, однако, как видится, не все положения международного частного права, регулирующие данную сферу, были осве-щены ими в достаточной степени. Ю. Г. Матвеев в своей монографии "Международная охрана авторских прав" (М., 1987) выделяет такие положения, как территориальный принцип предос-тавления охраны, принцип национального режима охраны (принцип ассимиляции), принцип минимального объема охраны. Последний предполагает, что международные конвенции уста-навливают лишь минимальный уровень охраны авторских прав. Государства - участники кон-венций могут предусмотреть более высокий уровень охраны прав автора в своем внутреннем законодательстве или в других международных соглашениях . М. М. Богуславский в работе "Участие СССР в международной охране авторских прав" (М., 1974) и В. П. Шатров в работе "Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права" (М., 1982) также выделяют принцип национального режима. Вместе с тем остальные положения междуна-родной охраны авторских прав не рассматриваются авторами в качестве основополагающих принципов регулирования. Тем не менее в названных работах их рассмотрению уделяется большое внимание.

2. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ

Российское законодательство об авторском праве и смежных правах изменилось и в целом стало соответствовать международно-правовым нормам относительно недавно. Развитие науч-но-технического прогресса и появление новых нетрадиционных способов использования произ-ведений и объектов смежных прав (например, с помощью сети Интернет) потребовали измене-ния многих правовых норм, как на международном, так и на национальном уровне.

Первым "постсоветским" законодательным актом, призванным поднять на иной уровень правовую охрану объектов авторского права и смежных прав, стали Основы гражданского за-конодательства Союза ССР и республик 1991 года (авторскому праву в Основах был посвящен раздел IV), которые в России продействовали ровно год - до введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".

Главная заслуга Основ в том, что они определили новый подход к охране объектов автор-ского права и впервые поставили в Российской Федерации под охрану как объекты смежных прав, исполнения, звуко- и видеозаписи, передачи организаций эфирного вещания.

Срок действия авторского права был установлен в течение жизни автора и 50 лет после его смерти (ранее действовал 25-летний срок, установленный "старым" ГК РСФСР 1964 года). Ис-пользование произведений на радио и телевидении, при звукозаписи и публичном исполнении стало возможным только с согласия правообладателей. Были установлены иные новации. Ста-рое советское законодательство об авторском праве (нормы ГК РСФСР 1964 г.) применялось в части, не противоречащей Основам.

Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" был принят 23 сентября 1992 г. Он установил, что программы для ЭВМ и баз данных являются объектами авторского права. Программам для ЭВМ была предоставлена правовая охрана как произведениям литера-туры, а базам данных - как составным произведениям (сборникам). Законом детально урегули-рованы отношения по поводу создания и использования программ для ЭВМ и баз данных, пре-дусмотрена ответственность за нарушение авторских прав на такие объекты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводст-ва их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.)

2. Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г.)

3. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)

4. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 ок-тября 1979 г.)

5. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г.

6. Административная инструкция к Евразийской патентной конвенции (утв. Административ-ным советом Евразийской патентной организации на втором (первом очередном) заседании 1 декабря 1995 г.) (Изменения и дополнения утверждены на четвертом (третьем очередном) заседании Административного совета ЕАПО 23 января 1997 г.)

7. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 908 "О присоединении Россий-ской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций"

8. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2001 г. N 812 "Об утверждении перечня на-правлений сотрудничества и полномочных органов Российской Федерации, ответственных за выполнение Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области ин-теллектуальной собственности"

9. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1503 "О принятии Договора о за-конах по товарным знакам"

10. Богуславский М. М. Участие СССР в международной охране авторских прав. М., 1974.

11. Матвеев Ю. Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987.

12. Шатров В. П. Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права. М., 1982.

Похожие работы на данную тему