ВВЕДЕНИЕ
Ситуация в России с потреблением наркотических средств и других психо-активных веществ детьми и подростками является тревожной и имеет выра-женную тенденцию к ухудшению. Распространение наркомании и токсикома-нии происходит нарастающими темпами, представляя серьезную угрозу здоро-вью населения, правопорядку и общественной безопасности.
За последние пять лет число детей и подростков, наблюдавшихся учреж-дениями здравоохранения по поводу употребления наркотических и токсиче-ских веществ возросло в 14 раз, количество подростков, доставленных в со-стоянии наркотического или токсического возбуждения, увеличилось в 16 раз. Высока доля преступлений, совершенных подростками в состоянии наркотиче-ского возбуждения. Вызывает тревогу увеличение количества подростков, со-вершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Комитеты и службы российских регионов уделяли существенное внимание вопросам профилактики наркомании и связанной с ней преступности среди не-совершеннолетних. Расширена стационарная сеть медучреждений для оказания подросткам наркологической помощи, действуют подростковые наркологиче-ские кабинеты, психолого-медико-социальные центры, оказывающих консуль-тативную помощь детям и их родителям, функционируют семейные клубы, группы взаимопомощи больных и членов их семей. Проводятся обучающие се-минары для педагогов, психологов, сотрудников милиции.
2. КРАТКИЙ ОБЗОР СИТУАЦИИ В МИРЕ
Что касается других стран, так же придерживающихся политики запретов, то мне хочется привести выдержки из статьи, представленной в Париже 25 февраля 2002 г. на Европейском коллоквиуме по кризису нормативных систем
Д-р P.D.A. Cohen (Коэн) Амстердамский Университет
Будущая политика контроля за распространением наркотиков в странах бывшего Восточного Блока.
В Западной Европе прочно укоренилась политика запретов. В 1989 г. во Франции была учреждена CELAD (Европейская комиссия по борьбе с наркоти-ками) - бюрократический орган, под покровительством которого национальные правительства стран - членов ЕЭС координируют законодательные ограниче-ния в отношении наркотиков. Организованная ранее (в 1971 г.) во Франции Группа Помпиду, работающая под прикрытием Совета Европы, по-прежнему оказывает содействие правительственным экспертам в области политики, обы-чаев, содержания тюрем и эпидемиологии, проводя регулярные совещания и преследуя те же цели, что и CELAD.
Всемирная Организация Здравоохранения создала европейское отделение ВОЗ с резеденцией в Копенгагене, которое, поскольку это касается политики борьбы с наркотиками, проявляет некоторую сдержанность в отношении к наи-более строгим традициям запретительного подхода, но не проявляет никакой заинтересованности в поиске новых способов эффективного контроля наркоти-ков вне этих традиционных путей. ООН содержит в Европе крупные бюрокра-тические организации по борьбе с наркотиками (UNICRI в Риме, UNDCP в Ве-не), а также поддерживает разработанную ВОЗ новую Программу по борьбе с наркоманией (PSA) в Женеве. Интерпол, резиденция которого находится в Лионе, также оказывает постоянное давление в направлении запретительных мер, и его влияние, как будет показано ниже, распространяется также и на вос-точные страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лаборатория геополитики наркотиков. Всемирный атлас наркотиков. Рос-сийский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании". М.: "Путь", 2003.
2. Левинсон Л. Наркотики: универсальное репрессивное средство. Права чело-века и борьба с незаконным оборотом наркотиков. 1998-2002 годы. М.: Об-щественный центр содействия реформе уголовного правосудия, 2003.
3. Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Понятие. Вопросы квалификации. Рекомендации. – М., 2002..
4. Пятницкая И.Н. Клиническая наркомания. – М., 2002
5. Тимофеев Л. Мир без наркотиков? Забудьте! // Московские Новости", № 27 от 20-26 июля 2003.
6. Ткачевский Ю.М. Уголовно-правовые меры борьбы с пьянством. – М., 1982.
7. Цветкова Р., Куркин Б. В Сибири готовы ввести смертную казнь для нарко-торговцев // Время МН, № 64 (211) от 15 апреля 2003.