ВВЕДЕНИЕ
Международная торговля и возникающие в связи с ней контакты двух хозяйствующих субъектов различных стран всегда были той сферой бизнеса, в которой возникает большое количество недоразумений и двойственного толкования прав и обязанностей сторон. То, что для контрагента из одного государства являлось привычной нормой предпринимательства, для другой стороны могло выглядеть как нарушение торговых обычаев ее страны.
Различное толкование таких понятий как «риск», «порча», «доставка товара», «утрата» приводило стороны к ситуациям, не оговоренным в договоре на поставку или контракте о перевозке груза, и как следствие к долгим разбирательствам, финансовым потерям и порче деловой репутации.
В связи с этим, в XX-м веке были предприняты попытки унификации разнообразных торговых терминов. Наиболее распространенным в международной торговой практике сводом правил толкования торговых терминов является разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС (INCOTERMS – International Rules for the Interpretation of Trade Terms).
В настоящее время роль и значение ИНКОТЕРМС как своего рода эталона внешнеторговых отношений настолько велика, что часто стороны предъявляют к партнерам требование использовать в деловой практике ИНКОТЕРМС как обязательное условие двухсторонних деловых отношений.
Для России, которая за последние десять лет активно включается в мировую экономику, значение ИНКОТЕРМС неуклонно возрастает. Отечественные предприниматели при заключении договоров с иностранными контрагентами все чаще сталкиваются с необходимостью его применения. В силу этого данный документ нуждается в более пристальном рассмотрении. В первую очередь необходимо определить его место среди иных источников права, что позволит решить не только чисто теоретические проблемы. Определение юридической природы ИНКОТЕРМС важно для правильного применения его норм на практике.
2. СТРУКТУРА ИНКОТЕРМС-2000
2.1. Базисные условия поставки групп E и F
В ИНКОТЕРМС условия для облегчения понимания сгруппированы в 4 категории или группы: «Е», «F», «С» и «D». Ниже все перечисленные категории базисных условий рассмотрены более подробно.
Группа Е содержит всего одно базисное условие - EXW (Ex Works). При этом базисном условии на продавце не ле¬жит никакой обязанности по транспортировке товара. Продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда предоставляет товар в распоряже¬ние покупателя в своем помещении (например, на заводе, предприятии, складе и т.д.), в поимено¬ванном месте и в срок, обозначенный в договоре. Продавец не несет ответственности за погрузку товара на транспортное средство, обеспеченное покупателем, и за очистку товара для экспорта, если в договоре не предусмотрено иное.
Покупатель несет все расходы и риски, возни¬кающие с момента принятия товара в поимено¬ванном месте из помещения продавца в срок, обусловленный в договоре, при условии, что товар должным образом индивидуализирован, т.е. является предметом именно данного дого¬вора.
Это условие предусматривает минимальные обязательства, выполняемые продавцом. Оно не должно применяться, если покупатель не может выполнить прямо или косвенно экспортные фор¬мальности. В таких случаях возможно примене¬ние условия «свободно у перевозчика (... в поиме¬нованном месте)».
Поставка товара может осуществляться как с использованием различных видов транспорта в их комбинации, так и какого-либо одного вида на¬земного транспорта.
Группа «F» - Основной фрахт не оплачен:
FCA - Free Carrier (... named place) - Свободно у перевозчика (... в поименован¬ном месте).
Продавец по этому базисному условию выпол¬няет свою обязанность поставить товары, когда он передает товары, очищенные для экспорта, в распоряжение перевозчика, указанного покупа¬телем, в поименованном месте или пункте. Если точный пункт не указан покупателем, продавец может сам выбрать место поставки в пределах указанной территории, где перевозчик примет то¬вары в свое распоряжение. Обычно по сложив¬шейся практике выбирается пункт, который бли¬же всего расположен к основным международ¬ным транспортным путям. Это может быть внут¬ренний пункт страны отправления, морской порт, грузовой терминал перевозчика. В качестве доку¬ментов, подтверждающих передачу товара пере¬возчику, продавец согласно данному базисному условию должен представить коносамент, наклад¬ную либо расписку перевозчика.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Жукова И.В. Международные экономические отношения/ Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 485 с.
2. Киреев А,П. Международная экономика в 2 тт. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. - 650 с.
3. Коваль Н.И. Международные стандарты и теория бухгалтерского учёта. Пособие для студентов вузов, преподавателей, бухгалтеров, аудиторов. - М.: Гелиос АРВ, 2004. - 144 с.
4. Кругман П. Международная экономика. 5-е издание. Учебник. - СПб: Питер, 2003. - 465 с.
5. Розенберг А.А. Международная купля-продажа товаров (комментарий к законодательству и практике разрешения споров). - М.: КОНТРАКТ, 2003. - 368 с.
6. Фомичев С.Л. Международная торговля. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 446 с.