Введение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
Объект исследования - готовность к школе.
Предмет исследования – сравнительный анализ психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы – исследование психологической готовности ребенка к школе.
Задачи:
1. Теоретический анализ психологической готовности к школьному обучению.
2. Изучение особенностей дошкольного возраста.
3. Планирование и проведение исследования.
4. Формулировка выводов.
Гипотеза данной работы – существуют различия в психологической готовности в начале и конце года у детей дошкольного возраста по средствам проведения коррекционных занятий.
Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что нет методической базы и определения психологической готовности ребенка к школе. У разных авторов само определение психологической готовности. Включает в себя различные компоненты. Одни авторы склонны делать акцент на личностной готовности, другие на мотивационной. При таких различиях возникает вопрос о достоверности результатов тестирования детей при записи в первый класс и насколько можно доверять существующим методикам на выявление готовности детей к школе.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Литература
1. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. - М. 1983 г.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1997 г.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ - М. 1995 г.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка - М., 1972 г.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, 2002 г.
6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Знание, 1994 г.
7. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967 г.
8. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровиной/ М. 1995 г.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.- Комплекс-Центр, 1993 г.
10. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. – М.: Редакционно-издательский цент Консорциума “Социальное здоровье России”, 1995 г.
11. Диагностическая и координационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровиной/ М. 1987 г.
12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М. 1983 г.
13. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002 г.
14. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996 г.
15. Кулачина И.Ю. Возрастная психология. М. 1991 г.
16. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. – М., 1990 г.
17. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994 г.
18. Михайлова З.А., Игровые занимательные задачи для дошкольников – М., 1990 г.
19. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985 г.
20. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ - М., 1988 г.
21. Пороцкая Е.Л., Спиридонов В.Ф. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника // Вопросы психологии. – 2004 г. - № 4.
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
23. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализ результатов. // Школьный психолог. – 2003 г. - № 9.
24. Столяренко Л.Д. /Педагогическая психология/ Ростов-на Дону «Феникс» 2003 г.
25. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., Издательский центр «Академия», 1996 г.
27. Шорохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М. Прометей Книголюб, 2003 г.
28. Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1988 г.
29. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
30. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб. «Валери СПД» 2002 г.