Введение:
В современном мире семья является социальной общностью, которая основана на родстве и члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.
Семья, где осуществляются межличностные отношения, имеет свои законы и функции. Роль женщины в современной семье является многофункциональной. Репродуктивная функция определена ей самой природой. Биологическое воспроизводство в первую очередь зависит от женщины. Однако, увеличение населения зависит от многих факторов, в том числе от материального, нравственного, культурного, от характера отношений в семье и др.
Репродуктивная функция женщины – это естественный биологический процесс продолжения жизни, в котором участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и с обществом.
Репродуктивная функция тесно связана с воспитательной. Воспитание должно выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Е.М.Зуйкова по этому поводу пишет: «Наличие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек и традиций родителей – залог воспитания при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственно положительного примера, а также умелого словесного воздействия через непосредственное общение, трудовую деятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реального поведения».
Материнская сфера является вариантом более общей родительской сферы, которая сама входит в состав репродуктивной сферы (вместе с половой).
В культурных традициях роль матери в воспитании ребенка всегда признавалась ведущей и незаменимой. И культура направляла свои усилия на то, чтобы сделать мать такой, какой она должна быть для правильного воспитания ребенка. Не все правила жизни «прописаны пером». Многие из них вплетены в сам строй жизни; особенно это касается тех норм, особенностей взаимодействия и взаимопомощи, которые передаются из поколения в поколение внутри семьи. И конечно, это касается материнства. Древние китайцы считали, что «девочка не станет хорошей матерью, если не будет с детства любить своего будущего ребенка»[по Филипповой Г.Г., 1999].
Глава 3:
В качестве инструментария было использовано: теоретический анализ психологической литературы, объективное наблюдение, набор психологических тестов (экспресс – методика «САН» Н.А. Курганского, шкала личностной и реактивной тревожности Спилбергера – Ханина, клинико – психологический метод определения типа психологического компонента беременности И.В. Добрякова), структурированное интервью.
1) Экспресс – методика «САН» Н.А. Курганского. Методика представляет собой 30 палярных качеств, которые нужно оценить по четырех бальной шкале. В методике выделены следующие параметры:
1. Самочувствие.
2. Общая активность.
3. Настроение.
Минимальное количество баллов по каждому из трех параметров состояния – 10, максимальное – 40, так как на каждый параметр (самочувствие, общая активность, настроение) имеется по 10 оценок.
2) Шкала личностной и реактивной тревожности Спилбергера – Ханина. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной.
Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той или иной формы тревожности: подшкала оценки СТ и подшкала ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Результаты оцениваются в градациях:
До 30 баллов – низкая;
31-45 баллов – средняя;
46 баллов и более – высокая тревожность.
На каждую шкалу входят по 20 утверджений, которые оцениваются по шкале: от 1 – до 4.
Заключение:
Работа посвящена исследованию психологической подготовки беременных к родам. Работа состоит из двух теоретических и одной практической глав. В теоретических главах представлен анализ теоретических подходов к проблеме материнства как одной из важных стадий развития женщины. Экспериментальное исследование посвящено исследованию динамики психологического состояния беременной женщины с помощью программы психопрофилактики. Эксперимент включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании принимали участие женщины беременные, первородящие, здоровые, из которых были сформированы две выборки: экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа была подвержена экспериментальному воздействию, в результате чего произошли значительные изменения практически по всем параметрам: настроения, работоспособности, сосредоточенности, напряжения, мотива зачатия, реактивной тревожности. Эти положения свидетельствуют о эффективности и действенности программы подготовки беременных женщин к родам.
Анализ рассматриваемых в данной работе теоретических подходов к исследованию проблемы материнства позволяет нам говорить о наличии следующих фактов: общественные нормы и стереотипы, социальные и экономические условия жизни, личная история женщины и ее взаимоотношений с мужчинами в целом и с предполагаемым отцом ребенка в частности, уровень образованности и личностного развития, способность к конструктивной рефлексии и самоосознаванию, наконец, усвоенные женщиной способы взаимодействия со своими родителями, - все эти и многие другие составляющие насыщают процесс психологической подготовки женщины к материнству. При этом, уровень психологической готовности женщины к материнству рассматривается нами через установку на оптимальный эмоциональный контакт с ребенком. Основная идея настоящего исследования заключается в выявлении различий систем отношений к себе и другим людям в группах женщин с разным уровнем психологической готовности к материнству.