Введение.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что во время беременности в организме женщины происходит множество изменений. Эти изменения носят адаптационный характер и затрагивают как физиологическую сферу, так и психологическое состояние беременной женщины.
К беремен¬ности адаптируются не только физические функции организма, но и психология женщины. На отношение женщины к беремен¬ности и родам оказывают влияние различные факторы, в том числе социальные, морально-этические, экономические и др. Это отно¬шение зависит и от особенностей личности самой беременной. Как правило, у женщин при беременности изменяется эмоцио¬нальное состояние. Если в первой половине беременности боль¬шинство женщин беспокоят забота и тревога о собственном здо¬ровье, то во второй половине, особенно после шевеления плода, все мысли и заботы направлены на благополучие плода, который начинает восприниматься как отдельно существующее лицо. Буду¬щая мать часто обращается к нему с ласковыми словами, она фан¬тазирует, наделяя ребенка индивидуальными особенностями. На¬ряду с этим у женщины появляется чувство утраты своих прошлых привязанностей и привычек в угоду предстоящему материнству, возникают сомнения относительно потери привлекательности, из¬менений во взаимоотношениях с мужем.
Характерологический портрет полноценно функционирующей женщины, зрелой матери включает следующие необходимые и достаточные черты: открытость опыту (включающую в себя телесную, эмоциональную и интуи¬тивную рефлексию, внутренний опыт переживаний), бытие «здесь и те¬перь» (умение оценить настоящий момент), ответственную свободу (чув¬ство свободной воли и контроля над жизнью), саморефлексию; творческую адаптивность, осознание собственной индивидуальности (уникальности существования, умение быть самой собой), социальную интегрированность, духовность.
Рассматривая влияние беременности на личностные характеристики беременных, необходимо отметить эмоциональную нестабильность беременных и самоуверенность, консерватизм и недисциплинированность, безразличие к удачам и неудачам.
Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на беременность и роды, а также психологические факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности: эгоцентризм и нарциссизм (самолюбование) как нежелание приносить жертвы во имя ребенка; такое поведение, когда приоритетными считаются погоня за успехом и профессиональные интересы, вступающие в противоречие с необходимостью временной самоизоляции в семье и сосредоточения на нуждах и воспитании ребенка; повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, когда любые стрессы надолго остаются в эмоциональной памяти, проявляясь в наиболее сензитивном периоде жизни женщины – беременности; тревожность - склонность к беспокойству и страхам; мнительность - подверженность частым сомнениям и недостаточная уверенность в себе; невротизация матери вследствие предшествующих неблагоприятных условий жизни в семье и нерешенных проблем в браке; восприятие родов как крайне болезненного, опасного и неприятного события жизни.
Наиболее опасны такие эмоциональные состояния, как повышенная раздражительность, волнение, состояние эмоциональной неудовлетворенности и недовольства, переживания по поводу отношений с супругом, сильные испуги, повышенная утомляемость, плохое общее самочувствие.
Отсутствие уверенности в прочности брака, связанное с переживаниями из-за отношений с супругом, способствует большей чувствительности будущей матери к испугам и страху перед родами.
Таким образом, проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: частые состояния эмоциональной неудовлетворенности образуют антенатальный (предродовый) стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушения сна, подверженности тревогам, фрустрации, испугам и семейным переживаниям.
Данная проблема практически не изучена отечественными психологами.
В данной работе рассмотрены вопросы эмоционального состояния женщин во время беременности и сделаны некоторые практически значимые выводы по результатам проведенного исследования.
Основной целью настоящего исследования является анализ эмоционального состояния женщин во время беременности и факторов, влияющих на него.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что для женщин во время беременности в целом характерна повышенная тревожность и астенизация, что обусловлено особенностями протекания беременности, ее предполагаемым исходом (по результатам предыдущих беременностей, если они были), а также личностными особенностями женщин.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1) изучить различия в протекании беременности и личностных особенностях исследуемых женщин;
2) изучить мнения различных авторов об эмоциональном состоянии женщин в период беременности;
3) провести исследование 25 беременных с помощью различных психодиагностических методик.
Предмет исследования: эмоциональное состояние женщин во время беременности.
Объектом исследования выступили 48 женщин, находившихся в амбулатории родильного дома № 12 г. Москвы, в возрасте от 20 до 47 лет, на разных сроках беременности.
Методы исследования:
1) проективная методика «Я и мой ребенок»;
2) тест уровня невротизации и психопатизации Ленинградского института им. В. М. Бехтерева;
3) тест фрустрации В.В. Бойко.
Перспективность темы работы и необходимость исследования: результаты исследования и теоретические положения работы могут быть применены в медицинских и психологических исследованиях, в теории и практике психологии, в разработке соответствующих разделов учебно-методических пособий. Материал работы, теоретические положения и выводы могут также оказаться весьма плодотворными с точки зрения общей проблематики акушерской патологии.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов к практической психокоррекционной работе с беременными женщинами.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание.
Для исследования эмоционального состояния и психологического статуса испытуемых нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1) проективная методика «Я и мой ребенок»;
2) тест уровня невротизации и психопатизации Ленинградского института им. В. М. Бехтерева;
3) тест фрустрации В.В. Бойко.
Предварительным этапом исследования стало небольшое интервью, которое проводилось индивидуально с каждой испытуемой и состояло из пяти вопросов:
- возраст;
- семейное положение;
- проживает ли женщина с родителями или отдельно;
- была ли беременность запланированной, если нет – предохранялась ди женщина от беременности;
- какая по счету настоящая беременность.
Проективная методика «Я и мой ребёнок» позволяет оценить особенности самовосприятия беременности и своего будущего ребёнка с помощью проекции значений на необходимые для исследования аспекты и интерпретации их. Женщину просят нарисовать себя во взаимодействии с будущим ребёнком. Далее оценка производится подобно методикам «Автопортрет», «Несуществующее животное». Основным преимуществом данной методики является то, что она позволяет достаточно полно и конкретно оценить самовосприятие женщиной беременности и ребёнка и эти данные будут являться более достоверными в связи с практическим отсутствием возможности неискренности женщины и
«подстройки под социально-желаемые результаты». К недостаткам можно отнести высокую вероятность отказа женщин выполнять данную методику, объясняемую неумением рисовать или другими причинами.
Рисунок оценивается по:
Список литературы.
1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.:Сотис, 2001.
2. Айванхов О. М. Воспитание до рождения. – Спб., 1992.
3. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопросы психологии. - 1991. - №4
4. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993, № 4, с. 35-42
5. Батуев А.С. Взаимосвязь состояния матери и развития ребенка в перинатальном периоде // Сборник материалов конференции "Перинатальная психология и медицина 2001" СПб., 2001.
6. Беверли Ч. Беременность и материнство. СПб., 1997.
7. Боровикова И.М. Психологические аспекты трансформации Я-концепции беременной женщины // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей. СПб., 1999.
8. Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка. /Материалы Всеросс. конф. в г. Иваново, 6-8 июня 2003 г.
9. Брутман В.И. и др. “Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы). Учебно-методическое пособие. М., 1994.
10. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения. // Психологический журнал, 2000. № 2. C. 79-99
11. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001.
12. Варга А. Я. Радости родительских забот. - М., 1999
13. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998
14. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 Т. - М., 1983.
15. Дружинин В. Н. Психология семьи. - Екатеринбург: 2000. - 3-е изд. испр. и доп. - 208 с
16. Жариков Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции. М., 1995.
17. Исенина Е.И., Барановская Т.И. Связи между качествами матери в различные периоды развития младенца (3-4 мес. и 7-8 мес.) // «Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2002 С.54-60
18. Каплун И. Б. Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности: Автореф. канд. дис. СПб., 1995.
19. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М., 1988
20. Кон И. С. В поисках себя (личность и ее самосознание).-М.: Политиздат, 1984. –335 с.
21. Копыл О. А., Бас Л. Л., Бажева О. В. Готовность к материнству: выде¬ление факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4. С. 13-34.
22. Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2000
23. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни. // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Материалы Российской конференциии «Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике» 26-28 мая 1999г., СПб-Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, Российская психотерапевтическая ассоциация, 2000 С.312-320
24. Ланцбург М.Е. Раскрытие темы родов в групповой подготовке к родам в роддоме.// «Перинатальная психология и медицина»: сборник материалов межрегиональной конф. –– СПб.: АМСУ, 2001. – С.
25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики
26. Лефевр В. А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. - М., 1991
27. Микиргумов Б.Н.. Кошавцев А.Г., Поздняя ВВ. К вопросу о влиянии состояния матери на развитие ребенка / Сборник материалов конференции "Перинатальная психология". СПб., 2000.
28. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Уч. для вузов. - М., 1998
29. Мэй Р. Искусство психологического консультирования., М., 2001
30. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. - М: Воронеж, 1995
31. Нарциссов Р. П. О материнстве. М., 1985.
32. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития . - М., 1999
33. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Издательство Института Психологии, 2003
34. Перну Л. Я жду ребенка. М., 1989.
35. Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско - родительских отношений// Вопросы психологии. 2001.№1
36. Полчанов С. А. и др. Материалы для занятий в школах беременных и матерей. Пособие для врачей. – М., 1970.
37. Психология личности в трудах зарубежных и отечественных психологов. СПб., Питер, 2000 – 486 с.
38. Рамих Р. А. Материнство как социокультурный феномен. - Ростов-на - Дону, 1997
39. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. – М.; Мысль, 1974. – 309 с.
40. Физиологические особенности женского организма (Адаптация и репродуктивная функция). Учебное пособие. – М.: Из-во РУДН, 1996. –98 с.
41. Физическая и психическая подготовка беременных к родам. Методические рекомендации. (Составлены под ред. О. Г. Фролова, В. В. Абрамченко, Н. А. Жаркина и др.) М.: 2002 г.
42. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии Д\ Вопросы психологии, № 2, 2001.
43. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., Изд. Института психотерапии. 2002, 240 с.
44. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990
45. Фромм Э. Искусство любить /ред. Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - СПб: 2001
46. Шабельников В. К., Давлетова А. Д. Развитие личности: семейные детерминанты//Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи). - М., 2003
47. Швецов М.В. Новые методы психотерапии при невынашивании беременности Пермь: «Звезда», 2001. – 293 с.
48. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношения. Курс лекций. - М., 2000
49. Эйзенберг А. и др. В ожидании ребенка: Рук-во для будущих матерей и отцов. – Минск: БАДППР, 1994.
50. Энциклопедия молодой женщины. (Под ред. И. С. Кона, А. Г. Харчева и др.). – М., Прогресс, 1989.
51. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. - СПб.: Питер, 2000
52. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 1999