Введение:
Инстинкт материнства заложен в нас природой, и каждая женщина сознательно или неосознанно стремиться выполнить свое главное предназначение. Но далеко не каждая беременность, к сожалению, заканчивается благополучными родами. Репродуктивные потери вследствие невынашивания беременности остаются значимыми в масштабах страны. По статистике каждая пятая беременность прерывается самопроизвольным выкидышем (ежегодно 170 тыс.) или преждевременными родами (ежегодно 63,5 тыс.), частота привычного невынашивания среди женщин в возрасте 18-29 лет от 39,1% до 56,7%, наличие экстрагенитальной патологии у беременных женщин по РФ 71,1%, что говорит о низком индексе здоровья. Деторождение, находясь в зоне медицины, не имеет возможности развиваться как семейная культура и пока остается формой медицинских услуг.
Глава 2:
• Задачи психологической помощи семье.
o Воспитание родительской ответственности.
o Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.
o Повышение психолого-педагогической компетентности. Ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца. Приобретение знаний по вопросам развития и обучения ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.
o Приобретение навыков саморегуляции, т.е. овладение различными техниками произвольного регулирования функциональнго состояния организма и душевного состояния личности.
• Диагностика готовности к материнству и родам может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследования отношения к изменениям, происходящим в период беременности, показателям глубины расслабления.
• Направленность психологической помощи. Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (струтктурам) индивидуума.
o Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками..
o Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.
o Когнитивный уровень: передача знаний.
o Операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком).
o Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии.
Заключение:
Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она
прошла за свою жизнь и проходит в период беременности, испытывает и плод. Чувства и эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на формирование его психики и характера.
Проблема изучения психических состояний женщины в период беременности, их диагностика и коррекция являются областью исследования общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, психофизиологии и т.д. Однако на сегодняшний момент данная проблема изучена более полно только с психофизиологической точки зрения, по всем остальным отраслям психологической науки имеются лишь отдельные теоретические разработки и скудные практические рекомендации по адаптации и коррекции психического состояния женщины в период беременности. Многоплановость этой проблемы указывает на необходимость ее комплексного и системного изучения на индивидуально-психологическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровнях.
Материнство имеет глубокие биологические предпосылки, однако оно предстает в человеческой культуре и как сформированный в процессе исторического развития общества социальный заказ, определяющий самосознание и чувства женщины-матери. Противоречия между социальными ожиданиями общества по отношению к роли матери и реальными возможностями их воплощения создают серьезную проблему психологической неготовности женщин к материнству, которая осложняется тем, что общество выдвигает на первый план социально-профессиональные роли женщины, а не традиционно-материнские функции.