ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших инструментов социально - экономической поли-тики государства является деятельность некоммерческих организаций. Они направлены, в основном на выполнение обязательств государства в социаль-ной сфере.
Многие виды деятельности в сферах охраны здоровья, образования, культуры, обеспечивают значительный социальный эффект, хотя и не явля-ются чистыми общественными благами. В России, как и во многих других странах, медицинская помощь, среднее и высшее образование, приобщение к художественной культуре исторически рассматривались как производство общественных благ. Их обеспечение было обязанностью государства. Имен-но оно выступало тем субъектом, который идентифицировал получаемый со-циальный эффект и ради него финансировал и непосредственно организовы-вал предоставление социально - культурных услуг.
Однако в силу своего положения и предназначения, некоммерческие организации в России стали для широких масс населения посредником и за-щитником их коренных интересов.
Некоммерческие предприятия ориентированы на решение наиболее ак-туальных че¬ловеческих проблем в обществе, эффективно оказывают услуги населению. Особенно велика их роль в социальной деятельности.
Тема деятельности некоммерческих предприятий на территории России поднимается в трудах многих современных ученых – социологов. В основ-ном они рассматривают социальные направления их деятельности и пробле-мы, возникающие при этом. Достаточно много внимания в учебной литера-туре уделено деятельности государственных некоммерческих организаций. Среди них: «Организация местного самоуправления» Р. В. Бабуна; «Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы»;
И. Бабичева; «Государственное и муниципальное управление. Ме¬неджмент терри-торий и отраслей» Гневко В. А.; «Система государственного и муниципального управления» О. Роя и др.
Однако мало освещена деятельность органов местного самоуправле-ния небольших муниципальных образований.
Цель данной дипломной работы: рассмотреть социально – экономиче-скую роль некоммерческих предприятий в обществе и управление их дея-тельностью на конкретном примере администрации пос. Ханымей Ямало – ненецкого автономного округа и выявить основные направления совершен-ствования этой деятельности.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛКА ХАНЫМЕЙ
ЯМАЛО – НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
2.1. Характеристика предприятия
Администрация муниципального образования поселок Ханымей (име-нуемая в дальнейшем Администрация поселка), создана и осуществляет свою деятельность на территории Пуровского района Ямало-Ненецкого автоном-ного округа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, Уста-вом муниципального образования поселок Ханымей и Положением об Ад-министрации муниципального образования поселок Ханымей (далее – Поло-жение).
Связан железнодорожным транспортом с центром России.
Запасы полезных ископаемых определяют экономическую политику района.
На территории района открыты 114 нефнегазовых месторождений. за-пасы углеводородных ископаемых определяются в 22 млрд. т нефти и 23 трлн. куб. м газа. Почти все месторождения комплексные, т.е. нефтегазовые. Кроме того все месторождения содержат конденсат. 1 т конденсата заменяет 2 т сырой нефти. Ископаемые ресурсы составляют 60 % газа и 90 % нефти всех ресурсов Ямало – Ненецкого округа и 20 % от всей добычи по России.
Разработка месторождений ведется крупнейшими компаниями «Но-ябрьскнефтегаз» и «РоснефтьПурнефтегаз», АО «Газпром» и др. предпри-ятиями России. Разведку полезных ископаемых осуществляют «Пурнефте-газгеология» и «Уренгойнефтегазгеология». По официальным данным угле-водородных запасов хватит на 50 лет. Это значит, что в энергетическая на-правленность экономической политики в ближайшие 30 лет не изменится.
На территории Пуровского района расположены два крупных завода по переработке углеводородных продуктов: Ноябрьский и Губкинский.
Администрация поселка является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделен-ным собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Администрация поселка обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, от своего имени приоб-ретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязан-ности, может быть истцом, ответчиком в судах, имеет бланки, штампы и круглую печать со своим наименованием и символикой муниципального об-разования Пуровский район, расчетные и иные счета в учреждениях банка, может заключать от своего имени договоры, совершать иные юридические действия в соответствии со своей компетенцией. Администрация поселка от-вечает по своим обязательствам, находящимися в её распоряжении денеж-ными средствами.
Финансирование Администрации поселка осуществляется за счет средств местного бюджета.
Администрацией поселка руководит Глава муниципального образова-ния поселок Ханымей на принципах единоначалия.
Основными целями деятельности Администрации поселка являются:
- решение вопросов местного значения, относящихся к ведению Адми-нистрации поселка в соответствии с законодательством Российской Федера-ции;
- защита интересов населения муниципального образования поселок Ханымей в соответствии с Уставом муниципального образования поселок Ханымей в установленном законом порядке;
- организация эффективной исполнительно-распорядительной деятель-ности при решении вопросов местного значения.
Деятельность Администрации поселка основана на принципах:
- законности;
- самостоятельности в пределах полномочий;
- профессионализма и компетентности должностных лиц, муниципаль-ных служащих и технического персонала;
- ответственности сотрудников за неисполнение или ненадлежащее ис-полнение своих должностных обязанностей;
- равного доступа граждан к муниципальной службе в Администрации поселка;
- социальной защищенности работников Администрации поселка;
- подконтрольности и подотчетности Собранию депутатов муници-пального образования поселок Ханымей.
Муниципальное образование, находящееся в границах того или ино¬го ре-гиона, замыкает на себе общественные и государственные полно¬мочия, призван-ные обеспечить оптимальное сочетание гражданских и политических интересов общества на территориальном уровне. Опи¬раясь на исполнение основопола-гающих управленческих функций, административный орган муниципальной власти организует функци¬онирование ведущих отраслей, определяющих режим жизнеобеспече¬ния социальной общности. Все формы хозяйственной деятель-ности муниципалитета объединены в рамки процесса муниципального управ¬ления, т. е. процесса регулирования, или коор¬динации деятельности базовых от-раслей муниципальной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечение) Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. – М: Наука, 2002. – 152 с.
2. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1.
3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (в ред. Феде-ральных законов от 26.11.1998 N 174-ФЗ, от 08.07.1999 N 140-ФЗ, от 21.03. 2002 N 31-ФЗ, от 23.12.2002 N 179-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ).
4. Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ.
5. Азаров А. Защита прав человека. Международные и российские механиз¬мы.- М.: Московская школа прав человека, 2004. - 392с.
6. Алексеев О.Б, президент консультационной фирмы «Империал Менедж-мент Сервис». Городское развитие как приоритет. Активный город и местное самоуправление//mailto:imscons@aha.ru.
7. Андреев C.Н. Особенности спроса и предложения в российской некоммер-ческой сфере. Некоммерческие организации в России. - 2004. - №5. – С. 41 – 46.
8. Бабичев И. Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы // Муниципальная власть, 2004.- № 1.
9. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: Учеб. посо¬бие. — Кеме-рово: Кузбассвузиздат, 2001.
10. Беспамятных И. А. О бюджетных взаимоотношениях в регионе //Финансы, 1994. - № 8.
11. Боголюбов В. С, Стеняев В. М. Управление городским хозяй¬ством. — Л.: Стройиздат, 1989.
12. Бочаров Ю. П., Любовный В. Я. Город и производство. — М.: Строй¬издат, 1980.
13. Бочаров Ю. П., Фильваров Г. И. Производство и пространствен¬ная органи-зация городов. — М.: Стройиздат, 1987.
14. Бочкарева Т. В. Экологический «джин» урбанизации. — М.: Мысль, 1998. – 132 с.
15. Васильев В. И. Местное самоуправление. Учебное и научно-прак¬тическое по-собие. — М., 2003. – 368 с.
16. Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем. — М.: Канон- Пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
17. Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципаль-ным хозяйством: Учеб. пособие. — М.: Дело, 1998.
18. Газарян А. Создание законодательной среды для развития мест¬ной демокра-тии и основные принципа формирования муници¬пальных структур // Город как самоорганизующаяся система. —Обнинск: Институт муниципального управления, 1997.
19. Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация город¬ской среды. — М.: Наука, 1984.
20. Гловацкая Н., Лазуренко С, Новицкий И. и др. Приватизация зем¬ли и регулирова-ние земельных отношений в городе // Вопросы экономики. 2005. — № 4.
21. Гневко В. А. Государственное и муниципальное управление. Ме¬неджмент терри-торий и отраслей. — СПб.: Бизнес-центр, 2001.
22. Голубков Е.П. Сущность и характерные особенности управленческих ре-шений / Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - № 2. – С. 105 – 146.
23. Граверт Р. Финансовая автономия органов местного самоуправ¬ления в ФРГ// Государство и право, 1992. — № 10.
24. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов: 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.
25. Гришковец А. А. Проблемы реформы государственной службы в Россий-ской Федерации // Государство и право. — 2003. —№ 12.
26. Данилова А. Жить для общества – прекрасное стремление НПО // Граж-дановедение. – 2004. – 11 июля. – С. 4 – 5 // Приложение к Учительской газе-те.
27. Доклад о положении пожилых людей на территории Ямало – Ненецкого автономного округа/Сборник Администрации Ямало – Ненецкого автоном-ного округа, 2004. – 32 с.
28. Елагина Е., Попов Р. Городское управление в современной России // Го-родское управление. 2005. - № 5. – С. 37 – 44.
29. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика: В 5 т. М.: Эдиториал УРСС , 2004 г.
30. Новости от «Информ-Экологии» 19 Июля 2005 г. Ямало-Ненецкий АО http://pda.nr2.ru/aen/16_8832.html.
31. Пикулькин А. В. Система государственного управления. — М.: ЮНИТИ, 2001. – 348 с.
32. Преодоление нетерпимости (из докладов на Гражданском форуме В.В.Путина, Г. Пасько) // Журналист. – 2003. № 1. – С. 10 – 11.
33. Пуровский район. 2004 г. Ямало – Ненецкий автономный округ/СD.
34. Рой О. М. Управление городом: основы муниципального менедж¬
мента. - Омск: ОмГТУ, 2000.
35. Рыжков В. Семь «да», три «нет», два — «неясно»: перспективы
развития федерализма и местного самоуправления в связи с ре¬
формой // Муниципальная власть, 2003. — Июль-август.
36. Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. — Законодатель¬ство периода расцвета абсолютизма. — М.: Юрид. лит., 1997. — Т. 5.
37. Рой О. М. Исследование социально-экономических и политиче¬ских процес-сов. — СПб.: Питер, 2004.
38. Рой О. М., Чуканов С. Н. Город как предмет экономической и со¬циально-экологической оценки. — Омск: ОмГТУ, 2003. – 168 с.
39. Рой О. М. Менеджмент организации: Курс лекций. — Омск: ОмГТУ, 2001. – 320 с.
40. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. 2 – е изда-ние. – М. – СПб: Питер, 2006. – 332 с.
41. «Сибнефть» представила отчет о выполнении социальных программ ИИ NewsProm.Ru, 21.07.2005// http://www.servon.ru/viewnews/?id=3655