ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены пре¬жние, устаревшие, стереотипы поведения, норматив¬ные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позво¬лили бы сохранить свою индивидуальность и сформи¬ровать здоровый стиль жизни.
Современная социальная ситуация неизбежно при¬вела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время со¬вершенно очевидно, что очень многие наши соотече¬ственники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не го¬товы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные фор¬мы саморазрушающего поведения, в первую очередь употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ.
Отсутствие специальных знаний и навыков здорово¬го образа жизни, а также современных социально адап¬тивных стратегий поведения у взрослой части населе¬ния — родителей, педагогов — не позволяет им оказы¬вать результативное воспитательное воздействие, пси¬хологическую и социальную поддержку. Она оказыва¬ется одинокой и психологически беспомощной, ее связи со старшим поколением утрачены. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать, стрессоустойчивую лич¬ность, способную самостоятельно, эффективно и от¬ветственно строить смою жизнь, нужно самому обладать всеми ними качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с моло¬дежью, знать способы эффективного преодоления жиз¬ненных проблем и развивать стереотипы здорового по¬ведения.
Цель и задачи исследования.
Основная цель исследования в данной выпускной квалификационной работе – изучение особенностей психологической профилактики наркозависимости в подростковом возрасте.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
1. Обобщение имеющихся в современной психологической литературе сведений о проблеме наркозависимости в подростковом возрасте;
2. Постановка проблемы и организация исследования;
3. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению особенностей подростковой наркомании;
4. Изучение особенностей психологической профилактики наркомании в подростковом возрасте;
5. Разработка программы профилактики в работе практического психолога.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования выступили воспитанники ГОУ школы-интерната (9-е классы – 15 человек) и ученики 9 класса МОУСОШ №6 п. Прогресс (16 человек).
Предметом исследования являлись особенности наркозависимости в подростковом возрасте и пути ее диагностики и профилактики.
Гипотеза исследования – основами профилактики наркозависимости являются информирование школьников о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
Методологической основой исследования
1. Разработанная Сиротой Н.А. (1990) классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте:
1. Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности;
2. Факторы наследственной отягощенности;
3. Факторы нарушенного онтогенеза;
4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания;
5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития
подростка;
6. Психологические факторы.
2. Модель аддикции, предложенная Анохиной И. П. (2002) - раскрывает биологические механизмы алкоголь¬ной и наркотической зависимости. Влияние наркотиков, алкого¬ля, других психоактивных веществ на организм человека, его жизнедеятельность и функции, проявляется в трех направлениях
3. Модель аддикции, предложенная Ялтонским В.М.(1995) - было доказано, что у подростков с аддиктивным поведением преобладают преморбидные (предшествующие развитию болезни) эпилептоидные, лабильные, неустойчивые и истероидные типы акцентуаций характера, отмечается высокая пси¬хологическая склонность к делинквентности и алкоголизации, а также изменения характера по органическому тину и отчетливые признаки социальном дезадаптации.
4. Модель копинг-поведения (Сирота Н.А.1994; Ялтонский В.М. 1995) - для объяснения процессов адаптации при формировании наркологических заболеваний в этой модели используется трансакционная когнитивная теория стресса и копинга Р.Лазаруса.
5. Социально–когнитивные теории А. Бандуры Р. Лазаруса - являются базисом для понимания того, что состоянием здоровья и благополучия человек способен управлять сам.
6. Теория проблемного поведения Р. Джессора (1992) - связывает подход, базирующийся на понятии о необходимости постоянного развития человека и позитивного изменения поведения с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, которые являются актуальными в подростковом возрасте.
7. Трехкомпонентная модель профилактического тренинга Н. Фишбаха:
Первый компонент — аффективная проницательность;
Второй компонент — умение представлять себя в роли другого человека и оценивать перспективы его поведения;
Третий компонент — аффективный, отражает готовность к эмоциональному восприятию и поддержке.
Методы и методики исследования.
1. На базе ГОУ школы-интерната и в МОУСОШ № 6 п. Прогресс в 9-х классах было проведено тестирование: Шкала депрессии - тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева, Т.И. Балашовой; Шкала проявления тревоги – методика, адаптированная Т.А. Немчиным, предназначенная для измерения уровня тревожности; Шкала поиска острых ощущений (методика предложена М. Цукерманом в 1964 г.) – используется для исследования уровня потребности в ощущениях различного рода и Опросник Шмишека, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности. Также были проведены подробно разработанные уроки профилактики наркомании в школе, и анкетирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации психологических знаний по проблеме психологической профилактики наркозависимости в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении «групп риска» по употреблению наркотических веществ; в обучении школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям; в формировании у них отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления; во внедрении в практику специальных программ профилактики.
ГЛАВА 2
Опытно – экспериментальные исследования проблем наркомании в подростковом возрасте и пути ее профилактики.
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых во многих странах наркомании признаны социальным бедствием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума. В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек. Наркомания, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе.
Выработка у подрастающего поколения устойчиво¬сти к наркотическому давлению среды требует приста¬льного внимания психологов по¬скольку общество остро нуждается в работе по огражде¬нию детей, подростков, юношества от пагубного влия¬ния наркотиков. При этом профилактика наркотизма среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не то¬лько собственно антинаркогенных, но также и общих за¬дач воспитания.