Введение
В связи с падением в последнее время педагогической и научно-исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиям не прекращается но все же меньше молодых специалистов можно увидеть в наших школах и исследовательских лабораториях. Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы и в исследовательские лаборатории может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и развитие профессионального самоопределения, т.е. деятельностно-смыслового единства у будущих специалистов.
Пофессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не подготовленных морально и профессионально.
Актуальность проблемы усиливается когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов в новых социально-экономических условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также изучение личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения, когда выбор направления профессионального развития уже совершен, на этапе обучения в ВУЗе.
В современной литературе в достаточной мере описаны те качества личности, которыми должны обладать будущий или уже работающий учитель, но не исследованы те качества, которые обеспечивают предрасположенность к данной профессии.
Целью исследования явилось выявление тенденций развития личностно-профессиональных качеств студентов в процессе обучения на факультете технологии и предпринимательства АГПУ. Для достижения данной цели, были поставлены задачи:
1. Провести психологическую диагностику личностных профессионально-важных качеств студентов на разных этапах обучения.
2. Выявить тенденции развития личностно-профессиональных качеств будущего в процессе обучения в вузе.
3. Анализ психолого – педагогической литературы, научно-публицистических источников.
Была выдвинута гипотеза о том, что в процессе обучения студент- интенсивно развивается как в профессиональном, так и в личностном плане
В частности, развиваются такие профессионально-важные личностные черты, совокупность которых называют “талантом общения”, а, кроме того, будущий психолог становится более эмоционально устойчив и психологически благополучен.
Для решения поставленных задач, были использованы следующие методы:
1. Метод теоретического анализа.
2. Метод опроса.
3. Метод анкетирования.
4. Метод анализа независимых переменных.
5. Метод статистической обработки экспериментальных данных.
Обоснование выбора методик.
Как говорилось выше, в процессе обучения личность студента претерпевает значительные изменения. Для того чтобы оценить развитие личности студента в процессе обучения необходимо исследовать личностные черты студентов на различных этапах обучения. Апробированным опросником в исследованиях, посвященных изучению личности педагога, является 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела. Его мы взяли за основу психодиагностики, анкета для определения критериев эффективности профессионального самоопределения в вузе
Предметом исследования является психолого- педагогическое сопровождение педагогической направленности студентов.
Объектом выступают студенты ФТиП АГПУ ,128 студентов 1,3,5 курсов.
Материалы исследования могут быть использованы для разработки методов и методик на повышение уровня профессионального самоопределения студентов. Разработанная схема исследования проблемы позволяет применять её в профконсультационной практике вуза для своевременного выявления студентов, нуждающихся в корректировке процесса профессионального самоопределении ,а также материалы могут быть использованы в работе психологической службы вуза.
В рамках второго направления объектами коррекционной работы выступают, как правило, нормативные комплексы, обу¬словливающие отказ от подчинения совместным принципам, це¬лям, задачам. Такой отказ выражается в различных формах — от скрытого внутреннего сопротивления до явного конфликта в коллективе, семье, в отношениях с кем бы то ни было. В данной ситуации студент, как правило, проявляет чувство и даже действия протеста против регламентации, ограничивающей его личную актив¬ность, статус в социуме. Зачастую эти регламентации восприни¬маются как необоснованное лишение свободы, что приводит к вредным привычкам, нездоровым пристрастиям (агрессивность, пьянство, курение, наркомания, другие аномалии).
Методы групповой психокоррекции направляются на разви¬тие коммуникативных способностей студентов, их рефлексивных навыков (умения анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней), умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатыва¬ются и корректируются нормы личностного поведения и межлич¬ностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в раз¬личных условиях и разных группах.
Групповая психокоррекция проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реальными студенческими коллективами. В таких группах успешно решаются задачи группового сплочения, улучшения в них социально-психологи¬ческого климата, оптимизации взаимосвязей, развития профес¬сиональной компетентности и др.
Формами психокоррекции могут быть группо¬вые дискуссии, социально-психологические тренинги, тренинги профессионального роста, самообращенной практики психологического воздействия (самодиагностика, самонаблюдение, самоконтроль, саморегуляция), коммуникативные тренинги, тренинги уверенности в себе, отдельных профессиональных психологических качеств, сензитивности, профессиональных умений, профидентичности, учебно-познавательные ролевые и организационно-деятельностные игры, работа учебных и внеучебных психологических мастерских (например, психологическая игра-исследование, которая используется для выработки и совершенствования у студентов навыков осознанного поведения в новых, порой экстремальных, ситуациях).
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и лбраз жизни. - М.: Наука, 1988. - С.137-145.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. - Казань, 1988. - 236 с.
3. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1986. – 206 с.
4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С.43-52.
5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.
6. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. - 272 с.
7. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - № 5. - С. 69-78.
8. Зелинченко А. И., Шмелев А. Г.// Вестник МГУ, серия "Психология", 1987, № 4. - с. 14 – 17.
9. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974.
10. Кайданов Д. П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М., 1974. - 238 с.
11. Кан-Калик В.А. К разработке теории обшего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. - Грозный, 1980. С. 5-13.
12. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.- 400с.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1996.- 512 с.
14. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 225 с.
15. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С.51-59.
16. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М. 1993. - 190 с.
17. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С.28-38.
18. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М. 1994. - 215 с.
19. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
20. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной. - М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993. - 212с.
21. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 256 с.
22. Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. - Кемерово: КГУ, 1988. - 85 с.
23. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 1981. - 96 с.
24. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1983.
25. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
26. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.
27. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журнал. 1994. № 4.
28. Аверин А.Н. Тренинг как педагогическая технология становления самоотношения личности старшеклассника // Дис. канд. псих. наук. Ижевск, 1996.
29. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. 1984.
30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968.
31. Бородина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник Моск. Ун-та сер. 14. Психология. - 1996. - № 4. - С. 45-56.
32. Бородина Л.В. Исследование уровня притязаний. М. 1985.
33. Бородина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка. Вест. Моск. Ун-та. Сер. Х1У. Психология. 1983. № 3.
34. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А.А. Крыловой, Л.А. Коростылевой. С-Пб, 1997.
35. Брушлинский А. В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.
36. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1979.
37. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
38. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. Дисс… М., 1996.
39. Гинзбург Т.П. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. – С.92-97.
40. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А.А. Крылова , Л.А. Коростылевой. С-Пб., 1997.
41. Гроф К., Гроф С. Неистовый поиск себя. Руководство по личностному росту через кризис трансформации. М., 1996.
42. Гуманистические проблемы психологической теории. М. 1995.
43. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.
44. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М. 1994.
45. Зинченков В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2.
46. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества). Автореф... докт. психол. наук. Л., 1985. – 37 с.
47. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
48. Карцева Т.Б. Изменения образа "Я" в ситуациях жизненных перемен // Автореф…канд. психол. наук. М. 1989.
49. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
50. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
51. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970.
52. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
53. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
54. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
55. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону. 1990.
56. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
57. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1993. – 66 с.
58. Полани М. Личностное знание. М., 1986.
59. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
60. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социс. 1995. № 12. – С.100-110..
61. Рубинштейн М. М. Смысл жизни. СПб. 1925.
62. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1986..
63. Шиянов Е.Н., Крещенко И.Н. Этапы субъективного развития личности учителя в учебном процессе педвуза // Становление личности учителя профессионала: проблемы и перспективы: Тезисы докладов XII научно-практической конференции вузов Юга России. Ставрополь, 1993. С.77-78.
64. Шорохова Е.В. Некоторые методологические вопросы психологии личности // Проблемы личности. М., 1969.
65. Шорохова Е.В. Проблема “Я” и самосознание // Проблемы сознания. М., 1966.
66. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек – манипулятор. Минск, 1992.
67. Шпиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995.
68. Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романкова Л.И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. М., 1996. – 65с.
69. Шумилин Е. А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте. Дисс. М., 1983.
70. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.
71. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. Л. 1979.
72. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. 1996.
73. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997.