ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в настоящее время. Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым и сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками.
Общение дошкольников со взрослыми к сожалению, часто лишено того содержания обаяния, уважения и доверия, которые были характерны для этой ситуации лет 30 и даже 20 тому назад. И дело не в том, что кто-то стал хуже или лучше (взрослые или дети), просто очень сильно меняется мир, а с ним и система человеческих ценностей. По традиции для дошкольников авторитетом должны служить, прежде всего родители, а жизнь приносит все больше и больше подтверждений обратному. Современные взрослые вообще очень рано перестают быть для детей безоговорочным авторитетом.
Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.
Данной проблемой занимался ряд ученых таких как - Выготский Л.С., Волков Б.С., Годовикова Д.Б., Лисина М.И., Смирнова Е.О., Рузская А.Г. и др.
Объектом исследования выступают дошкольники.
Предмет исследования: проблема развития общительности дошкольников.
Предмет и объект исследования позволяют нам определить следующую цель исследования: изучить психологические условия развития общительности детей дошкольного возраста средствами психологической службы.
Задачи исследования:
1. Анализировать психолого – педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Выявить условия развития общительности дошкольников средствами психологической службы.
3. Экспериментально изучить и оценить критерии выбора партнера по общению, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.
4. Составить программу сопровождения развития общительности средствами психологической службы.
Гипотеза исследования заключается в следующем:
1. одним из условий развития общительности является взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками в группе;
2. средствами психологической службы, можно развить общительность детей дошкольников.
Научная значимость (новизна): состоит в том, что содержательно обозначен и обобщен теоретически и эмпирически материал в рамках проблематики исследования, по изучению диагностико – развивающих технологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составляет ряд общенаучных принципов. Среди них:
- Принцип развития. Развитие сознания в целом заключается в изменении соотношения между отдельными частями и видами деятельности, в изменение соотношения между целым и частями (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин).
- Принцип системности. Исследование явлений в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому, присуши целому новые свойства (Л.С. Выготский, З. Фрейд).
- Принцип детермнизма. Выступает, прежде всего, в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже).
- Принцип сравнительного анализа. Необходимость исследования социопатогинеза и проведения его обязательного исследования и сравнение с нормальным социальным развитием.
- Принцип уровневого подхода к изучению человека (в работах Б.Г. Ананьева): организация человека осуществляет в различных иерархических уровнях.
- Принцип единства сознания и деятельности. Сознание обеспечивает активный характер деятельности, а деятельность в свою очередь выступает активной формой сознания (Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев).
Теоретической основой исследования: является ряд работ по детской и возрастной психологии, среди них работы Л.С. Выготского, Г.С. Абрамовой, И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной, Я.Л. Коломинского, И.Ю. Кулагиной, Д.Б. Эльконина (в работах рассматриваются возрастные особенности детей, основные теории и направления развития личности, психологические основы обучения и воспитания), работы М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Б.С. Волкова (посвященные общению ребенка со взрослыми и сверстниками, мотивам и взаимосвязям игры и общения), практико-ориентированное исследование по проблеме развития общительности представлено авторами М.В. Ермолаевой, Г.А. Урунтаевой, Н.В. Клюевой, Е.А. Алябаевой.
Методы исследования:
1. анализ литературы по данной теме.
2. метод наблюдения.
3. диагностические методы (беседа, анкетирование).
Методики:
1. Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.
2. Изучение критериев выбора партнера для общения.
3. Анкета для родителей, воспитателей и учителей.
Базой экспериментального исследования стал МДОУ№10 г. Лабинска. Экспериментальную выборку составили дошкольники в количестве 26 человек в возрасте 6 – 7 лет. Из них 12 мальчика и 14 девочек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в практической деятельности психолога для диагностики и коррекции общительности детей дошкольного возраста.
Этапы исследования:
На первом подготовительном этапе (октябрь) была подобрана и изучена психолого-педагогическая, методическая и научная литература по теме исследования, подобраны методы и методики, определена экспериментальная база исследования.
На втором вводном этапе (ноябрь) было определение предмета, целей, задач и гипотез исследования, написание введения.
На третьем основном этапе (декабрь – январь) происходило написание теоретической главы и проведения экспериментального исследования, а также обработка полученных результатов.
На четвертом заключительном этапе (февраль) было написание второй главы, формулировка выводов по каждой главе и общий вывод по работе.
Структура дипломной работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы из 50 источников и приложение.
Во введении раскрывается актуальность исследования, определяется объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования.
В первой главе раскрывается психологическая характеристика детей дошкольного возраста и психологические особенности общения детей в дошкольном возрасте.
Во второй главе описывается экспериментальное исследование условий развития общительности средствами психологической служба, а также её основные цели, задачи, функции и направления. Составлена программа сопровождения развития общительности.
Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ре¬бенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т. п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для пра¬вильного социального развития ребенка, - понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении - ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений.
Одним из вариантов либерально - попустительского стиля в семье является гиперопека.
Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятель¬ности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом слу¬чае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за воз¬можной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стрем¬ления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родите¬ли растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Добро¬вольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благо¬дарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантиль¬ного, неуверенного в себе, также невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности. Такой ребенок постоянно прислушивается к своим ощущениям: не болит ли «головка», «животик», «горлышко»? Уменьшительно-ласкательные названия частей своего тела еще долго останутся в его лексиконе и будут вызывать ироническое отношение сверстников. А инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на равных. Он займет полноценную позицию, найдя себе покровителя среди сверстников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.
3. Абульханова - Славская К.А. Личностные аспекты проблемы общения в психологии. – М., 1998.
4. Алябаева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателю и психологу дошкольного учреждения. – М.: Издательство Сфера, 2004.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Издательство Союз, 2004.
7. Выготский Л.С. Проблема возраста. – Т.4. - М., 1984.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. Дошкольный возраст. – М.: Сфера, 2002.
9. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В.Гамезо – М.: Просвещение, 1984.
10. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского – М., 1989.
11. Возрастная психология: Учебно - методическое пособие для студентов педагогических институтов /В.К.Коверга, О.В.Белоус – Армавир, 1999.
12. Волков Б.С. Психология общения в дошкольном возрасте. Практическое пособие. – М.: Педагогическое общество, 2003.
13. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Г.П. Основы конструктивного общения. – М.: Совершенство, 1997.
14. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников. – М., 1984.
15. Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение со сверстниками. – М., 1985.
16. Галигузова Л.Н. Связь ведущей деятельности и общения при восприятии детьми раннего возраста игрушек, взрослых, сверстников. – М., 1985.
17. Горянина В.А Психология общения. – М., 2003.
18. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. – М., 1984.
19. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников. – М., 1983.
20. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского – Минск, 1988.
21. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академия, 2003.
22. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – Воронеж, 2002.
23. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1996.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Учебное пособие. – М.: УРАО, 1999.
25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: Сфера, 2004.
26. Лисина М.И Общение, личность и психология ребенка. – Воронеж, 1997.
27. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М., 1986.
28. Любменская А.А. Детская психология. – М., 1986.
29. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Калинин, 1987.
30. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – М., 2003.
31. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1985.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Учебное пособие. – М., 2004.
34. Мир детства. Дошкольник /Под ред. А.Г. Хрипковой – М., 1987.
35. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет /Под ред. Е.О. Смирновой – М., 2002.
36. Немов Р.С. Психология. – М., 1995.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001.
38. Особенности психологического развития детей 6 – 7 - летнего возраста. – М., 1988.
39. Общение и речь: развитие речи в общении со взрослыми. – М., 1985.
40. Першина Л.А. Возрастная психология. Учебное пособие для Вузов. – М., 2002.
41. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения: Развивающие занятия по психологии. – М.: УЦ « Перспектива», 1999. - Ч.1.
42. Пушкарева Т.А. Учимся общаться. – М.: Новая школа, 1993.
43. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. – М., 1984.
44. Развитие личности ребенка. – М., 1987.
45. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской – М., 1989.
46. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997.
48. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2004.
50. Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития 6 – 7 - летнего возраста. - М., 1988.