Введение
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных миро-вой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентиро-ванное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регули-рования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государ-ственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денеж-ных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство пере-распределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, на-оборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.
Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наи-более полного их использования в интересах эффективного развития обществен-ного производства.
Между тем, отечественными и иностранными финансистами как в устных выступлениях, так и в научных статьях неоднократно отмечалась неэффектив-ность бюджетно-финансовой системы России. Неэффективность проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения — полно-ценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или пере-выполнения доходной части бюджета), в неспособности обслуживать собствен-ные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолжен-ности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций де-путатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюд-жетно-финансовой системы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.
Таким образом, актуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена прежде всего ценно-стью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финан-сового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происхо-дящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчисле-ний на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инве-стирования средств производства и социальная сфера — такие вопросы обсужда-ются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.
Налоги на доходы физических лиц чрезвычайно многообразны. Подо¬ходное налогообложение является одним из традиционных видов нало¬гообложения, по-этому в каждой стране имеет свои особенности, обуслов¬ленные историческими, поли-тическими, экономическими и иными фак¬торами. Однако можно выделить некото-рые общие принципы, которые применяются или являются ориентирами при по-строении и совершенст¬вовании налоговых систем. Эти общие принципы состоят в следующем.
1. Налогоплательщиками выступают физические лица, достиг¬шие совер-шеннолетия, а также несовершеннолетние по отдельным видам доходов. Налого-плательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Глав-ным критерием для определения резидентства является пребывание физического лица в стране на протя¬жении определенного периода в течение финансового года. В боль¬шинстве стран этот период составляет шесть или более месяцев (свыше 183 календарных дней). Если этот критерий для конкретного случая является недоста-точным, то используются следующие допол¬нительные критерии: привычное жи-лище (основное жилье), центр жизненных интересов, национальность, гражданство и т.д. Смысл раз¬деления налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состо-ит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с миро¬вого (гло-бального) дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложе¬нию по всем источникам – как внутренним, так и внешним, а нерези¬денты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогооб¬ложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране. Отдельные страны устанавливают другие прави-ла. В США, к примеру, система разделения физических лиц на резиден¬тов и нере-зидентов применяется только в отношении не граждан США (граждан других госу-дарств и лиц без гражданства), а все граждане США несут полную налоговую от-ветственность.
Список использованной литературы
1. Брызгалин А.В., Берник В.Р. и др. Методы налоговой оптимизации, или как избежать опасных ошибок / А. В. Брызгалин, В. Р. Берник и др.. – М.: Аналитика-Пресс, 1999.
2. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и нало-говому учету. – 3-е изд., перераб.и доп. /Н. Л. Вещунова, Л. Ф. Фомина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
3. Волков А.М. «Швеция: социально – экономическая модель». / А. М .Волков. – М.: Мысль, 1991.
4. Дернберг Р.Л. «Международное налогообложение /Р. Л. Дернберг. – М.: ЮНИТИ; Будапешт:COLPI.
5. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования. /Е. Н. Евстигнеев. – CПб.: Питер, 2004.
6. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб-ное пособие / Е. Н. Евстигнеев. – М.: Инфра-М, 1999
7. Иностранные инвестиции в российскую экономику. Проблемы, пер-спективы» / под об. ред. Веселовского С.Я. – М.: Международный центр финан-сово – экономического развития, 1996.
8. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. / М. В. Ка-расева. – М.: «Юристъ», 1999.
9. Клементьев М.И. Актуальные вопросы регулирования налогообложе-ния в ЕС/ М. И. Клеменьтев // Аудитор.-2003.-№2.-С.57-62.
10. Клементьев М.И. Регулирование налоговой конкуренции в ЕС / М.И. Клементьев //Аудитор.-2003.-№3.-С.56-63.
11. Клементьев М.И. Регулирование прямого налогообложения в ЕС / М.И. Клементьев //Аудитор.-2003.-№5.-С.52-61.
12. Князев В.Г. Налоги в странах – членах ЕЭС. // В. Г. Князев // Финансы – 2000 – №5;
13. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. / А. Н. Козырин. - М.: Изд-во «Манускрипт», 2003.
14. Козырин А.Н. Правовое регулирование налогообложения в зарубеж-ных странах / А. Н. Козырин. // Финансы – 2002 – №5
15. Кучеров И.И. Налоги и криминал (историко-правовой анализ). / И. И. Кучеров. - М., 2000
16. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник / О. Мещерякова. – М.: Фонд «правовая культура»,2002.
17. Налоговая система во Франции». 2–е. изд.// Российско-французская серия «Информационные и учебные материалы» – 2004 – №2;
18. Налоговая система России: уч. пособие под ред. Д.Г. Черника, А.З. Дадашева. - М.: АКДИ, 2003.
19. Налоговые системы зарубежных стран. 2–е. издание – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2004.
20. Оффшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации. – М.: НКП «ВЕСТА», 2001.
21. Семенова М.В. Налоги с иностранных юридических и физических лиц: исчисление и отражение в бухгалтерском учете / М. В. Семенова. - М.: «Фи-нансы и статистика, 2003.
22. Сутыркин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. / С. Ф. Сутыркин, А. И. Погорлецкий. – М.: ДС «Экспресс ИНК», 2003.
23. Толстопятенко Г.П., Федотова И. Г. Налоговое право США. Термино-логия. / Г. П. Толстопятенко, И. Г. Федотова. - М: АНКИЛ, 2002.