1. Введение
Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата, образ (план, проект) которого он идеально имеет в самом начале любой работы, в том числе и в бизнесе. Было бы серьезной ошибкой считать, что переход к рыночной экономике отрицает необходимость планирования. Рынок не подавляет и не отрицает плановость вообще, а только перемещает ее в основном в первичное производственное звено - предприятия и их объединения.
Планирование производственной и коммерческой деятельности жизненно необходимо для всех организационно - правовых форм предприятий. Преобразования в экономике, в первую очередь, предполагают реформу субъектов рынка с целью приведения их в соответствие с требованиями рыночных условий. За небольшим исключением, практически все предприятия России сегодня нуждаются в глубоких преобразованиях, включая изменения в структуре управления, создание новых конкурентоспособных образцов продукции, технологическое перевооружение, разработку стратегии маркетинга, создание сбытовой сети, переподготовку кадров. Все это требует дополнительных инвестиций, привлечение которых невозможно без разработки стратегического плана развития предприятия. Поэтому каждое предприятие, которое всерьез собирается заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должно иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Он также дает возможность:
• определить пути и способы достижения поставленных целей;
• максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
• отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
• определить потребность в денежных средствах;
• доказать обоснованность, надежность и реализуемость проекта
• объективно оценить ожидаемые результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
• своевременно принять защитные меры против разного рода рисков.
Любая предпринимательская деятельность, направленная на создание нового предприятия, расширение и реконструкцию действующего производства, разработку новых видов изделий или услуг неизбежно связана с неопределенностью будущего. Рассматриваемые в ходе разработки различные аспекты будущей работы предприятия позволяют уяснить все многообразие факторов, определяющих жизнеспособность и эффективность предприятия, оценить шансы на успех, предусмотреть возможные трудности и пути их преодоления. Важнейшей функцией плана является ответ на вопрос что произойдет, если изменятся внешние факторы, влияющие на работу предприятия и определение мер по обеспечению его устойчивости при изменении этих факторов в неблагоприятном направлении.
Одновременно план является руководством к действию и управлению проектом. На практическом уровне управление проектом - это действия, направленные на решение проблем, связанных с возникающими задержками, изменениями, препятствиями и открывающимися возможностями, в процессе реализации проекта.
Переход к рыночной экономике, выход Российских предприятий на международный рынок, задачи привлечения иностранных инвестиций потребовали использования в отечественной практике планирования развития предприятий новых подходов и критериев оценки эффективности, принятых в странах с развитой рыночной экономикой. Таким стандартом сегодня является бизнес-план. К сожалению, в отечественной практике предпринимательской и инвестиционной деятельности понимание важности этапа разработки бизнес - плана до настоящего времени не стало общепринятым.
Начинающие предприниматели зачастую считают бизнес - план формальным документом, необходимым лишь для обращения за получением кредита. В свою очередь банковские учреждения основой для выдачи кредита во многих случаях считают не представление обоснованного и детально продуманного бизнес - плана, а наличие ликвидного залога. Результатом подобной практики являются многочисленные неудачи начинающих предпринимателей и неверие в возможность успеха в условиях рыночной экономики.
Целью данной курсовой работы является анализ требований к содержанию бизнес-плана, определение оптимальных путей его разработки и практическая разработка бизнес-плана предприятия в соответствии с нормативными требованиями к его содержанию.
2.2 Цели и суть проекта.
Целью разработки бизнес-плана организации и развития производства базальтового волокна и изделий из него является создание комплексного документа, определяющего стратегическое развитие предприятия на пятилетний период.
Задачами плана являются:
1. определение перспективной потребности в намечаемой продукции, районов ее потребления и возможной доли предприятия в обеспечении спроса;
2. определение комплекса мероприятий, необходимых для организации производства продукции в намечаемых объемах;
3. определение состава возможных исполнителей работ;
4. оценка стоимости мероприятий и реальных сроков их выполнения;
5. определение общей потребности в материальных, кадровых и финансовых ресурсах для осуществления намечаемых планов и возможных путей их обеспечения;
6. определение реальности возврата заемных средств, в случае необходимости их привлечения для финансирования проекта;
7. оценка экономической эффективности реализации намеченного плана;
8. оценка чувствительности проекта к возможным изменениям внешних факторов и его устойчивости в случае их неблагоприятного воздействия.
Бизнес- план предназначен для ознакомления потенциальных участников и кредиторов проекта с возможностями получения прибыли при его реализации с целью привлечения их для участия в проекте. В случае начала реализации проекта данный бизнес-план будет являться основой плана долгосрочного развития предприятия, при систематической его корректировке в соответствии с реальным развитием событий.
Сутью проекта является создание предприятия по промышленному про¬изводству нового вида высококачественных теплозвукоизоляционных материа¬лов (ТИМ) на основе сверхтонкого волокна, получаемого при плавке природ¬ного базальта.
Основным потребителем ТИМ является строительная индустрия. Применение теплозвукоизоляционных материалов в строительстве позволяет значительно сократить сроки и стоимость строительства, снизить потери энергии на отопление зданий в 2 - 4 раза, снизить затраты на эксплуатацию. В то же время отечественная промышленность почти не выпускает ТИМ, соответствующих требованиям строительства по санитарно-экологическим показателям, долговечности, пожаробезопасности. В связи с этим применение ТИМ до настоящего времени ограничивалось в основном промышленным строительством и рядом областей оборонного назначения.
Список использованной литературы.
Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М., 1985.
Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М., 1997.
Бизнес-план: Методические материалы/ под ред. Р.Г. Маниловского.-М.:Финансы и статистика,1994. - 80 с.
Буров И.С., Морошкин М.В., Новиков А.П. Бизнес – план. Методика составления. – М.: ЦИПКК, 1994.-101 с.
Вудвард Ж. Организация производства: теория и практика. – М., 1997.
Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 1998.
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.,1996
Дмитриев Ю.А., Гутман Г.В., Краев В.Н. Бизнес - план/структура, содержание/. Методические указания к разработке - М: Финансы и статистика, 1995.-30.
Еленева Ю.А., Коршунова Е.Д. Разработка бизнес-плана предпринимательского проекта: Учебное пособие.-М.:МГТУ "Станкин", 1996. - 53 с., илл.
Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М.,1996
Клейнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики. - 1998. - N 9. - С. 46-65
Коноков Д., Рожков К. Как выйти из кризиса крупным предприятиям // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N 4. - С. 88-93
Котлер Ф. Основы маркетинга.-М.:Прогресс,1990.-736с.
Курс предпринимателства / Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. - М.,1997
Малов А., Майн Е. Экономическое положение предприятия // Экономист. - 1997. - N 8. -С. 30-41
Мерсер Д. IBM – управление в самой преуспевающей корпорации мира. – М., 1991.
Методические указания к выполнению бакалаврской итоговой работы по направлению "Производственный менеджмент"/Сост. А.П. Ковалев.-М.:МГТУ "Станкин", 1995. - 14 с.
Министерство экономики РФ. Концепция реформирования предприятий // Вопросы экономики. - 1997. - N 9. - С. 4-12
Наумов А.Н. Менеджмент. – М., 1998.
Обер-Крие Дж. Управление предприятием. – М., 1973.
Паркинсон С.Н. Закон Паркинсона. – М., 1991.
Пелих А.С. Бизнес-план.- М.:"Ось-89",1996. - 96 с.
Половцева Ф., Власова А. Кадровая политика - основа маркетинга предприятия // Маркетинг. - 1996. - N 2. - С. 50-52
Попов В.М., Кураков Л.П., Ляпунов С.И., Мингазов Х.Х. “Бизнес-план: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация”.
Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта цеха (участка): Методические указания к курсовой работе /Сост. Л.А. Игнатова, М.А. Скородумова. - М.:МГТУ "Станкин",1996.-28 с.
Ремизов К.С. Управление кадрами предприятий в условиях рынка // Вестник МГУ. - 1995. - N 4. - С. 74-79
Российский экономический журнал №4 1994
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - Ростов- на-Дону, 1997
Санталайнен Т. Управление по результатам. – М., 1988.
Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.,1995
Финансы / Под ред. А.М.Ковалевой. - М.,1997
Экономика / Под ред. А.С.Булатова. - М.,1997
Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Горфинкеля, Е.М.Купрякова. -М.,1996