ВВЕДЕНИЕ
В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа специфики супружеских конфликтов в семьях с различным стажем семейной жизни.
Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что семейная политика всех цивилизованных государств своей приоритетной задачей считает укрепление института семьи. Однако в современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак, не зная основных правил и закономерностей супружеской жизни. Многие из них потом достаточно быстро расходятся.
На наш взгляд, изучение специфики конфликтов в диаде «супруг-супруга» в семьях с различным стажем семейной жизни является актуальным ещё и потому, что сама по себе данная тематика не получила должной разработки как в отечественной педагогике и психологии, так и в зарубежной (в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований).
Конечно, существуют попытки в педагогике, социологии, психологии и сексологии проникнуть в мир супружеских конфликтов. Создается необходимая литература о семье и браке. Возникают различные центры молодой семьи, клубы знакомств, консультации и др. Но на сегодняшний момент этого недостаточно.
В предупреждении и преодолении семейных конфликтов очень многое зависит от искусства общения в семье, основу которого составляет стремление сгладить назревающий семейный конфликт, а не разжигать его; умение воспринимать супруга таким, какой он есть, видеть в нём прежде всего положительное, не демонстрировать его недостатки, преувеличивая их значение; стремление видеть источник своего раздраженного состояния прежде всего в себе самом, а не в супруге. Очень важно не позволить себе опуститься до употребления оскорбительных выражений по отношению к близкому к тебе человеку.
Цели:
1. Провести теоретический анализ специфики супружеских конфликтов в семьях с различным стажем семейной жизни.
2. Провести практическое исследование, направленное на выявление различий супружеских конфликтов в семьях в период первичной и вторичной адаптации.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу по данной тематике.
2. Провести вводное рассмотрение семьи как объекта изучения социальной психологии.
3. Выявить специфику супружеского конфликта в период первичной адаптации.
4. Выявить специфику супружеского конфликта в период вторичной адаптации.
5. Провести практическое исследование, направленное на выявление различий супружеских конфликтов в семьях в период первичной и вторичной адаптации.
6. Сформулировать итоговые выводы и предложения по тематике данного дипломного исследования.
Предмет исследования: специфика конфликтов в диаде «супруг-супруга» в семьях с различным стажем семейной жизни.
Объект исследования: 26 семейных пар, пребывающих в состоянии супружеского конфликта, численно эквивалентные (по 13 пар, в зависимости от того, принадлежит супружеская пара к периоду первичной, либо вторичной адаптации).
Следует отметить, что тестирование проводилось раздельно, после чего у супругов находился средний балл по формуле (Х + У) : 2, где Х – показатели супруга, У – показатели супруги, а 2 – число людей в семье, принявших участие в тестировании.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что не смотря на то, что в супружеских парах в период первичной адаптации связующим звеном является острота чувств и эффект новизны, в семьях в период вторичной адаптации супружеский конфликт протекает в условиях большей общей удовлетворённости браком.
Методологические и теоретические предпосылки работы: в качестве методологических и теоретических предпосылок работы выступает то, что в современной психологии практически не проводилось исследований, качественно исследующих данную специфику.
Методы и методики исследования:
1. Метод интервью.
2. «Методика выявления предрасположенности супругов к конфликтности К. Томаса».
3. « Методика изучения степени удовлетворенности браком ».
4. «Методика изучения уровня удовлетворенности отношениями в паре».
5. «Контрольная анкета - опросник причин супружеского конфликта».
Достоверность полученных результатов: учитывая качественные характеристики обработки полученных результатов, можно говорить о достаточно высокой степени достоверности полученных результатов.
Теоретическая значимость работы: в данном дипломном исследовании проведён всесторонний анализ и систематизация материала по проблематике специфики супружеских конфликтов в семьях с различным стажем семейной жизни.
Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования вполне могут быть использованы в работе практического психолога с конфликтными семьями.
Итак, переходим к анализу избранной тематики.
2.2. Студенческая семья как особая категория молодых семей
В данном разделе мы рассмотрим вопрос о студенческой семье как особой категории молодых семей. Следует отметить, что десять лет назад семейный студент был редкостью, исключением. Как правило, это были молодые люди, отслужившие в армии, живущие с родителями или после свадьбы снимающие малогабаритную квартиру. Все семейные проблемы, материальное обеспечение и т.д. решались самостоятельно этой парой. Единственное, в чем шли навстречу такому студенту (студентке), – прощали снижение его общественной активности, понимая, что это происходит за счет увеличения хлопот и забот в семье. В основном семейные союзы заключались людьми, пришедшими из армии или закончившими подготовительное отделение. За годы совместной учебы студенты узнавали друг друга и уже на первом-втором курсах женились. Брак в институте между слушателями подготовительного отделения был очень распространенным явлением, но сейчас он уже не является типичным. Сегодня смело начинают строить семьи студенты всех курсов, уверенные в том, что даже с ребенком на руках они сумеют окончить институт, стать специалистом с высшим образованием.
Как видим, студенческая семья – достаточно сложный и еще малоизученный объект исследования. В данной дипломной работе под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет [50, c. 132].
Сегодня исследователи студенческой семьи отмечают, что семейные студенты и учатся не хуже других студентов и воспитывают детей не хуже опытных родителей. Вне зависимости от нашего желания, пишет П.П. Звидриньш, число женатых и замужних студентов растет, и это устойчивая тенденция, а вовсе не исключение. [55, c. 131].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.-420с.
2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.
3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - N2.
4. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987. -416с.
5. Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: Политиздат, 1991.-527с.
6. Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. Кларина. – М.: Прогресс, 1990.-336с.
7. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций // Семья как объект социальной политики. -М.: ПСИ АН, 1986 – 264 с.
8. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, N4.
9. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена //Вопросы психологии. - 1991. - N6.
10. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.-175с.
11. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., МГУ, 1990. -540с.
12. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - N6.
13. Бызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. - Сыктывкар, Дора, 1983. -545с.
14. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.-138с.
15. Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - N5.
16. Говако Б.И. Студенческая семья. / Редкол.: Э.К. Васильева (пред.) и др. – М.: Мысль, 1988.-158с.
17. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.-157с.
18. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным // Дошкольное воспитание. - 1988. - №8.
19. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. - 1994. - N10.
20. Джеймс М. Брак и любовь. - М, ЭКСМО, 1993-360с.
21. Димитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии, 1996. №2.
22. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., Наука, 1990. -613с.
23. Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.
24. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А.: Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение. - М.: Просвещение, 1996.-280с.
25. Каблуков В.А. Проблемы студенческих семей. – М., «Знание», 1989.- 48 с.
26. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. – Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.-431с.
27. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999.-208с.
28. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. – Мн.: Полымя, 1987.-224с.
29. Краткий психологический словарь. - М. УРАО:, 1999.-346с.
30. Культура семейных отношений. Сб. Статей. – М.: Знание, 1980.-112с.
31. Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений. -М., Наука, 2003. -316 с.
32. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 1987. - N4.
33. Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и жилая среда.- Таллинн, 1986.
34. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: «Питер», 1999.-688с.
35. Максимов М. Не только любовь. - М.: Знание, 1992.- 66с.
36. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, N3.
37. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., Наука, 2001.-с.86
38. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., Наука, 1999, -420с.
39. Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.
40. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 1982. - Т.3, N2. - С.
41. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - М, 1984. -350с.
42. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. - Т.7, N2.
43. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические исследования. - Киев: Наукова Думка, 1989. -49с.
44. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии.- М.: Педагогика, 1983. - 224с.
45. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
46. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., Наука, 1995.
47. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Мол. Гвардия, 1990.-222с.
48. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2.- М.: ВЛАДОС, 1999.-476с.
49. Роговин М.С. Психологическое исследование: Учеб. пособие. - Ярославль, 2003. -440с.
50. Русалов В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методов) // Психологический журнал. - 1992. - Т.12, N2.
51. Сатир В. Как строить себя и свою семью.- М.: Педагогика-ПРЕСС, 2003.- 192с.
52. Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах взаимоотношений супружеских пар. – М.: Рось, 2001.-173с.
53. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 1995. -230с.
54. Столин В.В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского ун-та.. - 1984. - N2. - C.54-61.
55. Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. – Мн.: Университетское, 1991.-104с.
56. Супружеская жизнь: гармония и конфликты /Под редакцией Богдановича Л.А.- М.: Профиздат, 1990. - 176с.
57. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.:ВЕДИ, 2003. 580с.
58. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., Наука, 1994. -60с.
59. Хендрикс Х. Как добиться желанной любви. - М., Наука, 1995. -420с.
60. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: «Здоровье», 1991. -455с.
61. Шапошников Е.А. 1000+1 совет семейного психотерапевта. – М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ».1999. -530с.
62. Шуман С.Г., Шуман В.П. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – Мн.: Университетское, 1989.-80с.
63. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия, - М.: Медицина, 2003.
64. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000.-704с.
65. Яковлев И.А. Мир семьи. М., «Издательство АСТ» 2001.